Новая газета

Подорвали честь коммунальщика

В Рязани трех главных редакторов местных изданий обвинили в вымогательстве

Подорвали честь коммунальщика

Перед заседанием суда. Фото: Sota.Vision*

(18+) НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ СЕТЕВЫМ ИЗДАНИЕМ SOTA.VISION ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА СЕТЕВОГО ИЗДАНИЯ SOTA.VISION.

В Рязани следственный комитет обвинил трех журналистов по делу о вымогательстве. Речь идет о главном редакторе «Новой газеты — Рязань» Алексее Фролове, председатель местного отделения партии «Яблоко», главреде издания «Вид сбоку» Константине Смирнове и бывшем руководителе информагентства РЗН.инфо Наталье Смольяниновой. Их обвинили в вымогательстве 300 тысяч рублей у исполняющего обязанности гендиректора Фонда капремонта Рязани Алексея Роготовского. «Новая газета — Рязань» и «Вид сбоку» неоднократно писали, что его фонд якобы ответственен за коммунальные аварии, и о том, что программа капитального ремонта в регионе не выполняется. После всех следственных действий Смирнова и Фролова суд отправил в СИЗО, а Смольянинову — под домашний арест.

Справка «Новой»

  • «Новая газета — Рязань» — независимое самостоятельное региональное издание, выходящее уже более 20 лет. В прошлом году по решению властей была лишена регистрации СМИ, а ее сайт заблокирован.
  • «Вид сбоку» — независимое сетевое региональное издание, имеющее регистрацию СМИ от 2020 года.
  • РЗН.инфо — независимый городской новостной портал. Выходит с 2004 года, имеет регистрацию СМИ.

Обвиняемые

Всех троих задержали 30 января, но стало об этом известно лишь на следующий день. Первыми о задержании сообщили государственные агентства и чуть позже свой пресс-релиз выпустил рязанский следственный комитет. В тексте не было никаких имен, кроме фамилии «яблочника» Смирнова. Связь с уголовным делом главного редактора «Новой газеты Рязань» в СК не объяснили. Лишь близкое к силовикам издание Shot утверждало, что Фролов будто бы задержан при получении денег.

По версии СК, Смирнов «вступил в преступный сговор» со своей знакомой, которая раньше работала журналисткой, и в 2024 году «опубликовал в отношении исполняющего обязанности гендиректора специализированной коммерческой организации Рязанской области несколько статей с позорящими его сведениями, подрывающими его деловую репутацию, умаляющими его честь, достоинство и доброе имя». Уголовное дело возбуждено по статье о вымогательстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору в крупном размере (п.п. «а», «г» ч. 2 ст. 163 УК).

В партии «Яблока» уверены, что задержание Смирнова стало «местью за его активную депутатскую и политическую работу».

Председатель партии «Яблоко» Николай Рыбаков:

«Ни о каком вымогательстве речи быть не может. Мы заранее знали, что Константин в зоне риска. Он как политик, как журналист и депутат уже несколько месяцев вел в Рязанской области огромную работу против уничтожения муниципалитетов. Люди сотнями приходили на общественные слушания и голосовали против действий областной власти. Дошло до того, что в Государственной думе признали — нельзя всем давать задание лишать людей местной власти. В этом огромная заслуга Константина. И этого региональная власть ему не простила и начала действовать. Мы сделаем все возможное для освобождения Константина».Константин Смирнов. Фото: Николай Рыбаков / «Яблоко»

Константин Смирнов. Фото: Николай Рыбаков / «Яблоко»

Тогда же появилась информация о задержании Фролова и Смольяниновой. Они признали вину, но не согласились с квалификацией события. Смирнов отказался от признания. Издание «Вид сбоку» опубликовало комментарий адвоката Смирнова: «Вымогательство не признаем, правовую позицию формулируем».

Вечером 31 января в Советский районный суд Рязани поступили материалы следствия для избрания меры пресечения Смирнову и Смольяниновой. Как пишут «Рязанские новости», на заседании отсутствовал потерпевший Алексей Роготовский. Не смог прийти якобы из-за работы.

Согласно постановлению следователя, осенью прошлого года у Смирнова и Смольяниновой:

Из материалов дела

«возник преступный умысел, направленный на требование денежных средств в крупном размере у Роготовского под угрозой распространения через СИ «Вид сбоку» позоривших его сведений, которые подрывают его честь, деловую репутацию, достоинство и доброе имя».

Как утверждает следствие, Смирнов взял на себя составление и размещение в подконтрольном ему издании статей с позорящими Роготовского сведениями. Смольянинова должна была довести до потерпевшего эти статьи и выдвинуть требование Смирнова о передаче ему денежных средств в размере 300 тысяч рублей. 9 октября 2024 года Смирнов составил и разместил в издании «Вид сбоку» материал с заголовком «После премий и банкета на ремонты денег нету». А также несколько публикаций от 17 октября и 22 октября 2024 года, «содержащих сведения, позорившие Роготовского».

Из материалов дела

«Смольянинова, действуя согласно со Смирновым в группе лиц по предварительному сговору, предложила Роготовскому встретиться. В рамках встречи она показала потерпевшему вышедшие материалы и сообщила о своем знакомстве со Смирновым и о возможности с ним договориться».Наталья Смольянинова. Фото: соцсети

Наталья Смольянинова. Фото: соцсети

22 октября Смольянинова сообщила Роготовскому требования Смирнова, согласно которым потерпевший за прекращение публикаций должен передать 300 тысяч рублей. Роготовский попросил Смольянинову организовать встречу со Смирновым. 28 октября в ходе личной встречи главный редактор «Вид сбоку» якобы получил от Роготовского деньги, считает следствие. Как добавил следователь, к делу приобщена прослушка разговора Смирнова с Роготовским.

«Не вижу оснований для ареста. Считаю, что не будет мешать следствию, если я буду под домашним арестом», сказал Смирнов на заседании.

В итоге суд постановил заключить главного редактора под стражу, а его коллегу Наталью Смольянинову отправили под домашний арест. После заседания журналисты издания «Вид сбоку» выпустили заявление, что приостанавливают свою работу из-за ареста главного редактора: «За 12 лет работы «Вид сбоку» стало самым цитируемым на федеральном уровне СМИ Рязанской области. Однако сейчас «Вид сбоку» приостанавливает свою работу как полноценное медиа. Отдельные обновления могут появляться».

Однако изо всего этого было абсолютно непонятно, а при чем тут Фролов, которого оставили в ОВД на ночь и в суд не повезли.

Потерпевший

Руководитель Рязанского фонда капитального ремонта Алексей Роготовский вступил в должность в сентябре 2023 года, но по-прежнему числится как «исполняющий обязанности». До назначения на должность Роготовский занимал должность директора по финансово-экономическим вопросам Фонда.Алексей Роготовский. Фото: соцсети

Алексей Роготовский. Фото: соцсети

«Вид сбоку» предполагали, что структуры Роготовского могут быть причастны к коммунальным авариям. Так, в октябре из-за затянувшихся работ некоторые жители Рязани остались без отопления, поскольку рабочие срезали трубы, а новые не поставили. Кроме того, в фонде обнаружили «чудовищную денежную дыру», несмотря на которую организация будто бы выплачивала щедрые премии. Рассказывала о «необоснованных бонусах» и «Новая газета Рязань».

Вместе с этим претензии к работе Роготовского есть не только у журналистов, но и у прокуратуры Рязанской области. Руководитель надзорного ведомства Дмитрий Коданев в ноябре 2024 года заявил, что планы реализации программы капитального ремонта в регионе с 2022 года исполняются не в полном объеме, в прошлом году он также не был исполнен. В ходе прокурорских проверок выявлены нарушения сроков выполнения работ. 22 января Коданев сообщил, что региональный Фонд выполнил годовой план лишь на 34%.

«Опасаюсь столкнуться с местью в СИЗО за свои публикации»

Заседание у Алексея Фролова провели на следующий день, 1 февраля. Первоначально была информация, что выездные слушания проведут в здании местного отдела полиции. Но в самый последний момент решение изменили, и заседание все-таки состоялось в Советском районном суде. Старший следователь Ушакова потребовала заключить главного редактора под стражу. Следствие уверено, что доказательства причастности Фролова к преступлению подтверждаются собранными по делу доказательствами, такими как показания потерпевшего и протоколы о проведении оперативных мероприятий. Оперативные мероприятия проводили сотрудники ФСБ, что отметили в пресс-релизе областного СК.Алексей Фролов в суде. Фото: Sota.Vision

Алексей Фролов в суде. Фото: Sota.Vision

Фролову вменили, что он при посредничестве со Смольяниновой «совершили вымогательство в особо крупном размере». 31 января в 13 часов главред был задержан, и в тот же день предъявлено обвинение. Согласно показаниям Роготовского, которые были оглашены в суде, он при посредничестве со Смольяниновой передал деньги Фролову, чтобы тот не публиковал на сайте «Новой газеты Рязань» негативные материалы. «Также была договоренность о ежемесячной оплате в размере 100 тыс. рублей в течение 12 месяцев», указано в материалах дела со ссылкой на показания потерпевшего. Смольянинова также дала развернутые показания и рассказала о встрече с потерпевшим, на которой ей передали 100 тыс. рублей. Эту сумму она якобы должна была передать Фролову.

Защита журналиста просила, чтобы вместо стражи ему избрали меру пресечения в виде домашнего ареста. Кроме того, супруга Фролова сообщила суду, что у мужа имеется ряд хронических заболеваний, которые могут обостриться в заключении. «Независимо от предъявленного обвинения мой подзащитный Фролов надеется на условное наказание. Предложенная квалификация следствия вызывает вопросы. Фролов никогда не был инициатором встреч с потерпевшим и никогда не требовал денег. Инициативу проявила Смольянинова, и она просила Фролова не делать публикации. Он их тогда уже не выпускал. Все, что хотел, он уже тогда опубликовал», сказал адвокат Виталий Климцов.

Он подтвердил, что Фролов признал вину. «Мой подзащитный согласен, что преступил закон, и готов нести ответственность. Он согласился принять деньги за отсутствие публикаций касаемо деятельности Роготовского», отметил Климцов.Виталий Климцов. Фото: Sota.Vision

Виталий Климцов. Фото: Sota.Vision

Сам Фролов был немногословен и попросил суд его не арестовывать: «С первых минут я раскаиваюсь в своем поступке и готов работать со следствием, ничего не скрывая. Результат этого опрос, который проводил сотрудник ФСБ, и два допроса, где в точности изложил те же самые доводы, добавил Фролов. Также хочу попросить прощения у наших читателей и родственников. Прошу суд о домашнем аресте. Я испытываю страх от нахождения в СИЗО. «Новая газета Рязань» публикует тексты на острые темы и на криминальную тематику. Я опасаюсь столкнуться с местью за свои статьи».

Несмотря на эту просьбу, после часового перерыва, судья удовлетворила ходатайство следователя и отправила Фролова в СИЗО.

Стоит заметить, что если все эти события происходили с ведения и под контролем оперативников ФСБ, то можно предположить излюбленный прием в делах такого свойства провокацию взятки или коммерческого подкупа.

Раскрученная статья

Это уже далеко не первое уголовное дело, которое возбуждено против журналистов за вымогательство. Российские власти периодически используют 163-ю статью для давления на СМИ.

  • В октябре 2023 года Советский районный суд Орла приговорил журналиста издания «Орлец» Владимира Панфилова и администратора сайта издания Артема Прохорова к двум с половиной годам условного срока за вымогательство.

Оба столкнулись с преследованием в августе 2022 года: тогда их задержали при получении денег от бизнесмена Владимира Тильмана. Следствие утверждало, что журналисты угрожали Тильману публикацией компромата, однако сам он отрицал давление со стороны сотрудников «Орлеца». Панфилов, в свою очередь, пояснял, что получал от бизнесмена деньги за подготовку партнерского материала.

После задержания обвиняемых отправили в СИЗО, однако спустя несколько недель суд изменил Панфилову и Прохорову меру пресечения на домашний арест. Весной 2023 года прокуратура отказалась утверждать обвинительное заключение по их делу и материалы отправили на доследование.

  • В 2018 году Алуштинский городской суд вынес решение по делу депутата местного горсовета Павла Степанченко, редактора издания «Твоя Газета» Алексея Назимова и видеооператора Андрея Облезова, обвиняемых в вымогательстве денег у местного отделения партии «Единая Россия» «за непубликацию порочащих сведений». Назимова приговорили к 4 годам 7 месяцам колонии общего режима, Степанченко  к 3 годам 9 месяцам, Облезова  к 3 годам условно с испытательным сроком 2 года. Назимов совместно со Степанченко публиковали статьи с критикой ялтинских единороссов. Обвинение заявляло, что они требовали деньги у одного из героев своих публикаций. В обмен они якобы обещали не публиковать критику. Оба называют данные обвинения ложью.
  • В подмосковных Люберцах за вымогательство у инспектора ДПС осудили журналистов «Росдержавы» Яна Кателевского и Александра Дорогова. По версии следствия, они предлагали не публиковать материалы, «дискредитирующие» полицейского. В ходе суда от своих показаний отказывались ключевые свидетели обвинения, потерпевший путался на допросе, а его жена заявила о давлении на нее на следствии и вовсе опровергла фабулу обвинения. Тем не менее Кателевского и Дорогова приговорили к 9,5 и 10,5 года заключения соответственно.
  • За вымогательство также преследовали редактора калининградского издания «Новые колеса» Игоря Рудникова. Суд переквалифицировал его обвинения на покушение на самоуправство (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 330 УК) и несообщение о наличии вида на жительство в США (ст. 330.2 УК). В итого Рудникову назначили 550 часов обязательных работ.

* Издание внесено в реестр «иноагентов».

Андрей Карев, корреспондент судебного отдела