«Показательная казнь». Как общавшегося с украинкой студента осудили за госизмену
3 августа Курский областной суд приговорил 19-летнего Данила Бердюгина к шести годам строгого режима. Его признали виновным в приготовлении к госизмене и покушении на незаконное пересечение границы России – из-за поездки в Курскую область. Корреспондент Сибирь.Реалии поговорил с близкими Данила в попытке разобраться, почему он привлек внимание ФСБ.
20 октября 2022 года второкурсник Новосибирского медицинского колледжа Данил Бердюгин из села Березовка (Новосибирский район) сел на электричку до города – на ней он обычно ездил на учебу. Но в этот раз он отправился не на занятия, а на вокзал и сел на поезд до Москвы. С собой Данил взял белый халат, диплом медбрата, загранпаспорт и ноутбук.
Родителям о своих планах он заранее не говорил, но, отъезжая, отправил им фотографию поезда.
– Я спрашиваю: ты для какой цели туда поехал? Он сказал, что решил поехать на фронт помогать раненым [российским военнослужащим]. Решил сам, втихушку. На мои возражения он сказал, что все будет хорошо, – говорит мама Данила Юлия Бердюгина. – Я попросила его отправить хотя бы фото билетов, если вдруг нам пришлось бы его искать там.
Днем 24 октября домой к Бердюгиным пришел сотрудник новосибирского управления ФСБ и сообщил, что Данила задержали на вокзале в Курске. Оперативник спросил, знали ли в семье о том, куда и с какой целью он едет, записал объяснения и ушел.
– Знаете, я тогда, если честно, обрадовалась, потому что я была уверена, что мне ребенка вернут домой, проведут с ним беседу, какие-то ролики покажут о том, что в Украине творится, что нельзя туда ехать, – вспоминает Юлия.
В следующий раз Данил вышел на связь с родными только спустя месяц, 1 декабря, из курского СИЗО-1. В своем письме он сообщил родителям, что его подозревают в государственной измене.
«Статья такая, что вам никто не поможет»
– Он просто был в шоке. Ехал, говорит, с одной целью, а получилось все по-другому – посадили, – рассказывает Юлия.
В середине января к Бердюгиным снова пришли сотрудники ФСБ, но уже с обыском. Они потребовали выдать все документы, «связанные с Украиной», оружие и деньги. Оперативники осмотрели комнаты, подпол, проверили электронную технику, но ничего не нашли.
По словам Юлии, сотрудники ФСБ пытались найти сообщников Данила. Для этого они приехали в медицинский колледж, где он учился, чтобы поговорить с одногруппниками, но и там оперативники никого не нашли.
На время следствия интересы Данила представлял адвокат по назначению Евгений Шадрин. Юлия хотела приехать в Курск на свидание к сыну, но государственный защитник отговорил ее от этой идеи.
– [Следователь ФСБ] сказал нам, что нет смысла нанимать своего адвоката. «Такая статья, – говорит, – вам никто не поможет, хоть какие деньги потратите», – рассказывает Юлия.
В июле семье позвонили из Курского областного суда и сообщили о том, что 26 июля начнется суд. Данила Бердюгина обвинили в приготовлении к госизмене (ч. 1 ст. 30, ст. 275 УК), а также в покушении на незаконное пересечение границы (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 322 УК). Когда и почему в деле появилась вторая статья, родители не знают – ознакомиться с делом им не разрешили из-за секретности материалов.
Рассмотрение дела студента заняло у коллегии судей Курского областного суда всего восемь дней. 3 августа Данила Бердюгина приговорили к шести годам колонии строгого режима с ограничением свободы на один год. По версии следствия, житель Новосибирска «совершил переход на сторону противника, не доведенный до конца по независящим от него обстоятельствам».
– К сожалению, мы не смогли приехать [на суд], это и далеко, и [на попечении] ребенок-инвалид, – говорит Юлия.
Адвокат по назначению Евгений Шадрин на связь с родителями в день приговора не вышел. Он также отказался комментировать Сибирь.Реалии дело Бердюгина.
«Легенда о вампире» и подруга из Киева
Семья Бердюгиных живет в Новосибирском районе в селе Березовка – в 40 километрах от Новосибирска.
Данил родился 9 декабря 2003 года, у него есть брат-близнец. По словам Юлии Бердюгиной, из-за ранних родов у мальчиков диагностировали проблемы со здоровьем: у Данила – глаукома и тугоухость, а у его брата – детский церебральный паралич.
После 11 классов в местной школе Данил в 2021 году поступил в медицинский колледж в Новосибирске. Окончив первый курс, он получил диплом медбрата.
Помимо учебы он увлекался изучением иностранных языков – немецкого и японского, говорит Юлия Бердюгина. На фотографии профиля Данила во «ВКонтакте» изображена Куруми Токиасаки, персонаж аниме «Рандеву с жизнью» в виде агрессивного «духа».
– [Данил] – мой бывший сосед по комнате в общежитии, – вспоминает выпускник Новосибирского медколледжа Данила Копылов. – Мы общались, пока жили вместе. [Он увлекался] учёбой, языками, играми. Ничего неординарного.
– Утром он уезжал на учебу, а вечером возвращался домой, потому что надо брату помогать, он плохо ходит. Такого, чтобы куда-то ходить вечерами, тусить, не было вообще. В колледже он мало с кем общался. Просто обычный ребенок, хотел стать врачом, – говорит Юлия Бердюгина.
По словам мамы, долгое время Данил играл в онлайн-игру во «ВКонтакте» – «Легенда о вампире». Ее смысл заключается в сражениях против других игроков, в том числе в составе кланов. Через игру Данил, по словам Юлии, познакомился с девушкой из Украины, которая была значительно старше его.
– Это было два года назад, – рассказывает Сибирь.Реалии украинская знакомая Бердюгина Виктория (имя собеседницы изменено по ее просьбе. – Прим. С.Р.). – Я увидела, что Данил без клана, написала ему на немецком. Он предложил пообщаться, и общение затянулось. Мы стали лучшими друзьями.
Виктория живет в Киеве. Она окончила Киевский национальный лингвистический институт (КНЛИ), работает учительницей английского и немецкого языков.
– Он проявлял интерес к изучению украинского языка, что мне нравилось, потому что человеку приятно, когда его понимают на родном языке, так речь звучит более искренне, – говорит Виктория.
– Вы обсуждали с Данилом начало войны России с Украиной 24 февраля?
– Мы злились, были шокированы. Я еще и была напугана по понятным причинам [из-за обстрелов Киева]. Страх, паника, злость. Была надежда на то, что всё это закончится побыстрее.
6 марта 2022 года Данила Бердюгина задержали на антивоенной акции в центре Новосибирска. Его мама говорит, что сын не был активным участником протестов, а просто сидел на лавочке на площади Ленина, когда к нему подошли сотрудники ОМОНа и увели в автозак. После проверки документов в отделе студента отпустили на свободу.
– Я не знаю, что там за митинги, что там делают, – говорит Юлия Бердюгина. – Спросила, с какой целью [он вышел]. Как я поняла, его знакомая девушка на Украине, с которой он играл, начала ему говорить, что «вы, русские, на нас напали».
– Что Данил думал о политике?
– До этой истории никаких политических взглядов у него не было. Как началась ситуация [с Украиной], он, видать, почувствовал себя героем.
– Я не уверена, что у него была дилемма, идти или не идти. Стрельнуло в голову – пошел, – говорит Виктория. – Ничего особенного: типичная маленькая акция [в России], когда на несколько людей – десятки полицейских.
После начала войны в Украине на странице Бердюгина во «ВКонтакте» стали появляться политические публикации и фотографии с украинским трезубцем. Корреспондент Сибирь.Реалии также нашел подпись Данила под антивоенной петицией выпускников Новосибирского государственного университета (НГУ).
Виктория и Данил общались каждый день, обменивались новостями, созванивались, но без видеосвязи. В какой-то момент, по словам Вики, Данил пропал и долго не выходил на связь. Общение возобновилось, когда Бердюгин уже был в СИЗО.
– Мы в основном говорили об играх, так как мне было неудобно общаться о чем-то личном, – говорит Виктория. – Когда он только прислал первое письмо, то было видно, что там нет и половины того, что он хотел бы написать. Выглядело как типичное письмо, которое заставляют писать [под цензурой].
– Почему после начала войны вы продолжали общаться с Данилом? Что вас в нем привлекло?
– Наверное, честность, открытость, он умный, – отмечает Виктория. – Мы с ним открыто могли поговорить о наших каких-то личных проблемах, поддерживали друг друга, когда сталкивались с ними. В нашей общей игре он был одним из моих доверенных лиц и помогал с управлением. Он любит читать; учился на медика и не просто учился для галочки, а старался, это было ему действительно интересно.
На вопрос Сибирь.Реалии о том, зачем Данил поехал в Курскую область, Виктория ответила, что точно не знает, у нее есть предположения, но говорить о них подробнее она не хочет.
Юлия Бердюгина полагает, что вместо поездки на фронт к раненым сын, скорее всего, хотел встретиться с девушкой в Украине, но не стал говорить об этом семье.
– Я была против, что он с ней начал близко общаться, из-за разницы в возрасте – около десяти лет.
– Как вы сами объясняете этот суровый приговор Даниилу?
– Я не знаю, что это и для чего. Видать, показательная казнь такая, чтобы другие молодые пацаны никуда не влезали. Я так поняла, что ему не верили, что он ехал, например, не с целью убивать кого-то, – признается Юлия. – Когда его в октябре задержали, как мне сказали, он свою политику гнул, говорил, что «нельзя воевать, мы же братские народы, зачем вот эта война?». Как мне сказали эфэсбэшники, когда у него изъяли ноутбук, там нашли, что он якобы подавал заявку в какой-то легион, но я не знаю, правдивая ли это информация.