Последнее слово

Последнее слово Елены Абрамовой в суде

«Проблема сегодняшней России в том, что голос начальства заглушает голос совести. Люди слишком несвободны, чтобы осознать свободу как ценность».

Мы находимся в той точке, когда преследование человека за его неприятие массовых смертей уже не кажется чем-то неприемлемым. Как и сама агрессия не представляется недопустимой. Как будто эта новая жуткая реальность стала привычным фоном для всех наших слов и действий.

Но я убеждена: человеческая жизнь — высшая ценность на Земле.

В чём меня, собственно, обвиняют? Что наше государство в лице апологетов и инициаторов этой войны считает преступлением? Мою любовь к жизни? Мои убеждения в том, что нам нечего делать на чужой земле с оружием в руках?

У нас есть своя земля, которую можно и нужно развивать. Своя страна, в которой люди могли бы жить вместо того, чтобы исчезнуть среди руин украинских деревень. Вместо того, чтобы убивать украинцев, эти люди могли бы жить в свободной и счастливой России. Растить детей, работать, путешествовать, иметь будущее.

«Мир без войны, Россия без Путина» — это было написано на одном из моих плакатов. Эти две фразы были размещены параллельно друг другу: «мир без войны» и «Россия без Путина».

Для меня Путин — это всё, но не слово «мир». Россия — это не Путин. Россия — это её граждане, те, в интересах которых должна действовать власть.

На мой взгляд, Владимир Путин не только отправляет людей убивать и умирать ни за что, но и убивает наше будущее. Ему недостаточно 30 лет власти — ему нужно увековечить себя, вписать своё имя в историю чужой кровью.

Помните, я говорила на одном из судебных заседаний, когда давала показания, что, увидев мой плакат, представители «правопорядка» сказали: «Не нравится Россия — уезжайте».

Как я могу это расценивать? Я хочу жить в своей стране. Я хочу сохранить своё право на жизнь в свободной и мирной России. Мне кажется немыслимым сажать человека за решётку только за его взгляд, за его отчаянную попытку сказать два слова в защиту мира.

«Нет войне. Свободу заключённым».

4 июня 2023 года на моём плакате было написано: «Свободу Навальному. Свободу всем заключённым войны».

Алексей Навальный был убит в тюрьме 16 февраля 2024 года. Человек, который боролся за свободную и счастливую Россию, стал жертвой режима Владимира Путина. Но Путину оказалось недостаточно просто посадить его и создать невыносимые условия в тюрьме.

Так же, как с Борисом Немцовым в 2015 году, это было политическое убийство, направленное на устранение сопротивления милитаристской агрессивной политике Путина. У меня нет в этом никаких сомнений.

В 2014 году Борис Немцов организовывал массовые митинги в Москве под флагами России и Украины. Тогда тысячи людей выходили и высказывали свой протест против войны.

В те годы митинги ещё были согласованы.

Если бы Алексей Навальный был на свободе, если бы наши оппозиционные политики не сидели в тюрьмах и не были убиты, развязать эту войну Путину было бы гораздо сложнее.

Как можно не замечать происходящее?

Как можно пытаться оправдать войну, найти какое-то рациональное объяснение, повторять пропагандистские штампы?

Говорить, что войны «всегда были и будут»? Оправдывать её, придавая ей сакральный смысл?

Но правда в том, что люди гибнут не ради каких-то идеалов, а просто потому, что Владимиру Путину захотелось поиграть в геополитику.

На сегодняшний день установлено около 100 000 погибших. Это только поимённо подтверждённые потери России с 24 февраля 2022 года.

Почему эти люди оказались на чужой земле с оружием в руках? Почему Путин отправил их туда убивать и умирать?

Какое освобождение или какой мир они принесли жителям Украины?

Зачем было накачивать моих соотечественников ненавистью к Украине и украинцам?

Зачем нужно было аннексировать Крым, участвовать в кровавой авантюре на Донбассе, разжигать великодержавные настроения?

На эти вопросы нет внятного ответа не только у меня, но и у тех, кто развязал эту войну. Разжигатели войны даже не могут объяснить её цели. Это неопределённость тоже часть государственной политики.

Любой результат можно будет выдать за победу. Чтобы люди радовались и не думали о том, какую цену за это заплатили — и ради чего. Я считаю, что никакие геополитические амбиции не могут оправдать агрессию. И я уверена, что настанет время, когда эта реальность, в которой людей сажают за слова, за антивоенные высказывания, останется только воспоминанием.

Мы, конечно, будем помнить, что такое было. Но будем вспоминать это с болью в сердце. И радоваться тому, что наконец настало время нормальной, мирной жизни. Когда можно спокойно работать, воспитывать детей, смотреть в будущее с уверенностью. Когда мы будем жить в мирном демократическом государстве, которое пройдёт через тяжёлый, но необходимый опыт покаяния и осознания собственных ошибок. Без этого осознания, без признания ужасов, в которые погрузилась наша страна сейчас, ничего не получится.

Когда это будет — мы не знаем. Но я хочу верить, что такое время настанет.

Чтобы вылечить тяжело больного человека, он сначала должен осознать, что болен. Я сочувствую тем людям, которые были причастны к моему процессу со стороны обвинения. Они просто делали то, что требовало начальство. Вряд ли они по своей инициативе тратили силы и ресурсы на это дело, когда ежедневно совершаются настоящие преступления.

Мы были свидетелями ужасного теракта в «Крокус Сити Холле». Возможно, его можно было бы предотвратить, если бы органы правопорядка и спецслужбы больше занимались предотвращением реальных угроз, а не охотой за людьми с плакатами.

Проблема сегодняшней России в том, что голос начальства заглушает голос совести. Люди слишком несвободны, чтобы осознать свободу как ценность.

Если бы не было рабского преклонения перед первым лицом государства, если бы там были люди, которые могли бы просто высказать противоположную точку зрения без страха преследования, без страха расплаты…

Если бы в окружении президента оказались смелые люди, этой войны удалось бы избежать.

Но таких людей не нашлось.

Сегодня мы пожинаем плоды безумного решения одного автократа, одержимого идеей безграничной власти.

Эта власть зациклена сама на себе. В её глазах человеческая жизнь ничего не стоит. Власть держится только на страхе и равнодушии большинства. Но сегодня у нас уже отняли возможность просто жить своей жизнью. Мы не можем ничего планировать.

Три года длится эта бессмысленная война. Каждый день гибнут люди. Эта война перемалывает всё больше людей — с обеих сторон. Можно и дальше пытаться вытеснять реальность из своего сознания. Но она безжалостна.

Запустив машину смерти 24 февраля 2022 года, Путин обрёк страну на кровавый кошмар.

И даже сейчас…

Можно ли оставаться в стороне?

Можно ли привыкнуть к этому?

Мой ответ — нет.

Нельзя.

Больше всего мне хочется сейчас, чтобы эта война закончилась.

Куйбышевский районный суд, Санкт-Петербург, Россия

25 марта 2025 года

Источник: SOTAvision

Подробнее о деле: Мемориал