Суд вернул в прокуратуру уголовное дело обвиняемой в «дискредитации армии» Дарьи Козыревой, а её саму её оставил в СИЗО ещё на месяц
Выслушав позицию обвинения судья Дмитрий Оврах на заседании 26 декабря всё же вернул в прокуратуру для устранения нарушений дело 19-летней Дарьи Козыревой, обвиняемой в двух эпизодах «дискредитации армии» (статья 280.3 УК РФ). Адвокат был за, прокурор 26 декабря доказывал, что поводов для возврата нет.
Справка
Дарья Козырева обвиняется по части 2 статьи 280.3 УК РФ — «дискредитация армии». В деле два эпизода: плакат с отрывком стихотворения Тараса Шевченко «Завещание», который девушка прикрепила к памятнику поэту 24 февраля 2024 года, и высказывания из интервью изданию-иноагенту, опубликованного также в феврале 2024-го. Дарье может грозить до 7,5 лет лишения свободы.
Козыреву задержали 24 февраля, с 27-го числа она остаётся в СИЗО.
Дарье 19 лет, ранее она привлекалась по административным статьям за то, что срывала плакаты о контрактной службе, оставила надпись на инсталляции, посвящённой Мариуполю, а также за пост в ВК. В 2023-м после окончания школы она поступила на медицинский факультет СПбГУ, но быстро была оттуда отчислена в связи с административными правонарушениями.
Предварительное следствие по делу Козыревой шло примерно полгода. В августе оно уже поступило в суд. Предварительные слушания не проводились, после избрания меры пресечения на время суда (содержание в СИЗО 16 августа продлили на полгода) сразу перешли к разбирательствам по существу. К 20 ноября уже «договорились» до прений — судья просил стороны готовиться к ним на 23 декабря. Но на заседании сам предложил вернуть дело для устранения нарушений в частности у судьи были вопросы к материалам по второму эпизоду (интервью Козыревой изданию-иноагенту). Адвокат Рафаиль Поляков идею поддержал. Прокурор Русских был как будто удивлён такому повороту. Он просил время для представления позиции.
Также по инициативе судьи был поставлен на обсуждение и вопрос об изменении меры пресечения.
26 декабря гособвинитель заявил, что не видит повода для возвращения дела в прокуратуру, так как прокурором не было допущено нарушений, допускающих подобное процессуальное решение. Русских чётко и с выражением зачитал, что обвинением было доказано вменяемое Козыревой преступление по части 1 статьи 280.3.
— [Козырева] с 10 января 2024 и по 15 февраля 2024, находясь в неустановленном месте, организовала видеозапись с её участием… а затем организовала публикацию … — сообщал прокурор.
Он отмечал, что Дарья понимала, что даёт интервью журналисту и допустила дискредитирующие ВС РФ высказывания. И тут же Русских попросил суд меру пресечения обвиняемой не изменять.
Слово было предоставлено Козыревой. Она попыталась рассказать о сравнении ситуации с 1914 годом, прокурор её быстро прервал.
— В принципе ошибок масса, но наше правосудие предполагает вынесение и оправдательного приговора, — добавила Дарья.
По мере пресечения она просила изменить её на более мягкую.
— Меня судят за цитату великого поэта и интервью… — начала объяснять Дарья.
— Она отклоняется от курса, надо удалять [из зала], — потребовал прокурор.
Судья сказал, что пока можно обойтись без удаления. Дарья успела лишь добавить, что, по её мнению, меры пресечения в принципе не должно было быть.
Адвокат начал выступление с поздравлений суда и всех остальных с Новым годом. Прокурор и тут был против.
— Ходатайствую о возвращении уголовного дела прокурору для устранения нарушений… — высказался адвокат Рафаиль Поляков и также просил изменить меру на более мягкую.
Прокурор добавил, что против изменения меры на более мягкую, так как вне СИЗО Дарья якобы может уничтожить «следы преступления» (очевидно, речь об опубликованном в YouTube интервью)
Спустя час судья Дмитрий Оврах огласил решение по обоим вопросам: материалы вернуть в прокуратуру, а Дарью оставить в СИЗО ещё на месяц.
Фото: Лина Чернявская