Журавлёв Денис Вячеславович

Журавлёв Денис Вячеславович родился 29 марта 1995 года, житель Москвы, юрист. Обвинялся по ч. 2 ст. 208 («Участие в незаконном вооружённом формировании») и ч. 2 ст. 282.2 («Участие в экстремистской организации») УК РФ. 15 августа 2022 года Останкинский районный суд Москвы вынес постановление о применении принудительных мер медицинского характера. Включение конкретного человека в список вероятных жертв не означает его признания политзаключённым. Равно включение конкретного человека в список вероятных жертв не означает ни согласия с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Полное описание

С 24 февраля 2022 года, после начала полномасштабного вторжения российской армии в Украину, 27-летний на тот момент Денис Журавлёв публиковал на своих страницах в соцсетях посты в поддержку Украины.

«Слава Украине!!! Мира, добра, любви и свободы всем Украинцам!!!», — писал он, в частности, во «ВКонтакте» 28 февраля 2022 года.

Накануне задержания Денис Журавлёв опубликовал там же собственное стихотворение:

«И мира нет, а есть война.

Об этом знает вся страна.

Хотя назвать её войной

Нельзя: рискуешь головой.

А, впрочем, как не называй,

Приказ один: стреляй, стреляй.

И нет конца, и края нет,

Война идёт — один ответ…»

Впоследствии издание «SOTA» сообщало, что он «хотел написать письмо Владимиру Зеленскому и передать его через посольство Украины».

7 марта 2022 года около 23 часов в квартиру Дениса в многоквартирном доме в Москве позвонили полицейские. Его задержали и доставили в отдел полиции Останкинского района. Дежурный офицер составил на молодого человека административный протокол о мелком хулиганстве якобы за нецензурные ругательства в ходе задержания, в подъезде. До рассмотрения дела судом Дениса Журавлёва оставили под арестом в отделе полиции.

9 марта 2022 года судья Останкинского районного суда Москвы Светлана Борисовна Яковлева рассмотрела это административное дело.

«Журавлёв Д. В. на рассмотрение дела явился, с протоколом об административном правонарушении согласился, пояснил, что вечером 07.03.2022 года находился дома, в дверь позвонили, он открыл, а за дверью находились сотрудники полиции, которые его задержали и привезли в отдел полиции. Также пояснил, что выкладывал посты в социальных сетях в связи с происходящими событиями. На 09.03.2022 года у него был билет в Минск, поскольку он хотел попасть в посольство Украины. В подъезде он действительно выражался нецензурной бранью в связи с задержанием», — написано в постановлении судьи.

Указав, что нет оснований не доверять данным полиции, в частности рапорту и письменным показаниям сотрудника ОМВД по Останкинскому району Треушкова А.В., судья назначила Журавлеву 15 суток административного ареста.

Уже на следующий день, 10 марта 2022 года, Мосгорсуд рассмотрел апелляционную жалобу Дениса Журавлёва. Судья Ольга Николаевна Буренина отказала в её удовлетворении, оставив арест в силе.

Но по истечении 15 суток на свободу Журавлёв не вышел. ФСБ обвинила молодого человека в участии в экстремистской организации (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ), и он был отправлен в СИЗО.

В ходе обыска у Журавлёва нашли билеты в Минск. В суде по мере пресечения он заявил, что «хотел попасть в украинское посольство» в Беларуси.

В качестве доказательств вины молодого человека, следствие, видимо, использовало его антивоенные посты во «ВКонтакте».

«По словам близкого друга Дениса, он искренне переживал по поводу войны из-за того, что у его мамы украинские корни. При этом в Украине Журавлёв никогда не был, в армии не служил, контактов с представителями запрещённых организаций не имел», — писали «Осторожно, новости».

К концу расследования ему также предъявили обвинение и в участии в незаконном вооружённом формировании (ч. 2 ст. 208 УК РФ).

Психиатрическая экспертиза признала Дениса Журавлёва невменяемым. 15 августа 2022 года судья Останкинского суда Москвы Андрей Валерьевич Бахвалов вынес постановление «о применении принудительных мер медицинского характера к невменяемому».

Признаки политической мотивации и незаконности преследования

В настоящее время у нас нет материалов уголовного дела. Мы не знаем, в участии в каких организациях был обвинён Денис Журавлёв. Правозащитный центр «Мемориал» и проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» ранее неоднократно признавали объявление государством ряда общественных объединений экстремистскими политически мотивированным, необоснованным и неправомерным. В частности, это касается украинской политической организации «Правый Сектор», по обвинению в участии в которой в России подверглись уголовным преследованиям десятки россиян и украинцев. Также эти правозащитные организации указывали на необоснованность преследований по обвинениям в службе в добровольческих военизированных «батальонах» Украины (или попытке вступить в них) как якобы участии в формированиях, не предусмотренных законами этой страны.

Такие подразделения действовали с согласия властей Украины и в сотрудничестве с ними и не могут считаться незаконными. Тем более вопрос о законности их функционирования не охватывается компетенцией российских правоохранительных органов. В ещё большей степени вышесказанное относится к обвинениям, связанным с участием в защите Украины от агрессии со стороны РФ в составе добровольческих подразделений ВСУ.

Уголовное преследование Дениса Журавлёва очевидно возникло из-за его публикаций в интернете, в которых он высказывался против вооружённой агрессии России в отношении Украины. Посты Дениса, которые и сейчас находятся в открытом доступе на его странице во «ВКонтакте», содержат призывы к миру, а не к насилию или экстремизму. Преследование за них является политическим и незаконным, направленным на прекращение критики власти.

Случаи принудительного психиатрического «лечения» оппозиционных активистов по решению судов или давления на обвиняемых путём принудительного направления на психиатрическую экспертизу в стационарах, где они фактически лишены свободы, всё чаще фиксируются с начала третьего президентского срока Владимира Путина. Правозащитная группа «Агора» в своём докладе 2016 года подробно описывает такие дела.

Правозащитный центр «Мемориал» также неоднократно отмечал случаи использования психиатрической экспертизы (например, в делах Татьяны Котляр, Руслана Соколовского и Григория Винтера) и принудительного помещения в психиатрическую больницу (например, в деле Алексея Морошкина, Александра Габышева) для давления на людей, активно выражающих своё мнение, не совпадающее с мнением властей, и дискредитации их в глазах общественности.

На принудительное лечение в закрытые психбольницы отправляют всё больше людей, которые выступают против войны. Например, 17 июля такому наказанию подвергли крымчанку, кандидата юридических наук Елену Родину. Её обвиняют в публичных призывах к терроризму, за высказывания против российского вторжения в Украину в соцсетях. Нижегородца Алексея Оношкина, задержанного за посты о преступлениях российских солдат в Буче и Мариуполе, также вскоре после задержания перевели в психиатрическую клинику.

Мы считаем, что в деле Дениса Журавлева присутствуют явные признаки политической мотивации и незаконного лишения свободы. Принять решение о признании или непризнании политзаключённым Дениса Журавлёва мы сможем, получив и изучив документы уголовного дела.

Ссылки на публикации в СМИ:

Осторожно, новости. В Москве выпускника МИИТ задержали за мат в подъезде, а потом обвинили в желании воевать против РФ // http://t.me/ostorozhno_novosti/9379

SOTAvision. Выпускника МИИТ признали невменяемым за антивоенные посты // http://t.me/sotavisionmedia/1773

Дата составления справки: 25.07.2023 г.