Февзиев Раиф Энверович
Февзиев Раиф Энверович
Февзиев Раиф Энверович родился 16 июня 1980 года. Житель села Строгоновка Симферопольского района Крыма. Гражданин Российской Федерации, имеет гражданство Украины. Женат, имеет троих несовершеннолетних детей 14, 12 и 7 лет. Религиозный деятель – имам. 12 января 2023 года по ч. 1 ст. 205.5 («Организация деятельности террористической организации») и ч. 1 ст. 30, ст. 278 УК РФ («Приготовление к насильственному захвату власти») приговорён к 17 годам лишения свободы, из которых первых 3 года в тюрьме, остальные - в колонии строгого режима, с ограничением свободы на 1,5 года. Под стражей с 17 августа 2021 года.
Полное описание
Описание дела
Раифа Февзиева, крымского татарина, местного имама обвиняют в причастности к деятельности международной религиозно-политической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), признанной террористической и запрещённой Верховным Судом РФ.
По версии следствия, с неустановленной следствием даты, но не позднее 11 декабря 2015 года, на территории Симферопольского района Республики Крым действовала ячейка указанной религиозно-политической организации. При этом Раиф Февзиев являлся организатором этой ячейки, а её членами – неустановленные следствием лица.
Согласно обвинению, «действуя в интересах террористической организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), Февзиев Р.Э., являясь организатором, руководителем и идейным вдохновителем указанной ячейки данной террористической организации на территории Симферопольского района Республики Крым, умышлено, используя приобретенные им для этого специальные познания и агитационные навыки, с неустановленной следствием даты, но не позднее чем с 11 декабря 2015 г., и до момента задержания сотрудниками ФСБ России, то есть до 17 августа 2021, осуществлял на данной территории скрытную антироссийскую, антиконституционную деятельность в виде пропагандистской работы среди населения, склоняя местных жителей к участию в деятельности указанной террористической организации, воздействуя при этом на их религиозные чувства, руководил деятельностью указанной ячейки, … организовывал и проводил конспиративные собрания членов этой ячейки по изучению идеологии и источников указанной террористической организации, осуществлял подбор материала для их проведения, давал членам ячейки указания по изучению идеологии и материалов террористической организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), по приисканию кандидатов и вербовке новых членов в указанную террористическую организацию, распространению её идей среди местного населения, для чего обеспечивал членов ячейки материалами террористической организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), распределял роли между членами ячейки, а также определял меры конспирации и контролировал их соблюдение членами ячейки.
При этом, с целью реализации программных задач террористической организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») Февзиев Р. Э., путём убеждения в истинности пропагандируемой им экстремистской и террористической идеологии, заключающейся в доктрине непременного поэтапного создания теократического унитарного государства – «Всемирный исламский Халифат», противоречащей традиционному толкованию в исламе, на территории Симферопольского района Республики Крым с неустановленного следствием период времени, но не позднее чем с 11 декабря 2015 г., до момента его задержания сотрудниками ФСБ России, то есть до 17 августа 2021 г., при неустановленных следствием обстоятельствах занимался вовлечением неустановленных следствием лиц в участие в указанной ячейке террористической организации «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»).
Так, по мнению следствия, Раиф Февзиев в числе прочих «приискал» кандидатов для вербовки в качестве новых членов террористической организации Исмаилова Ф. А. (псевдоним) и Абдуллаева Р. Б. (псевдоним), выступивших впоследствии анонимными свидетелями обвинения.
Согласно показаниям Исмаилова Ф. А. (псевдоним), он познакомился с Февзиевым в 2015 году, приезжал к нему в гости, встречался в доме Февзиева с другими неизвестными Исмаилову людьми. По мнению Исмаилова, Февзиев «является лидером этой группы людей, дает указания всем присутствующим, а также пользуется авторитетом». По показаниям свидетеля, на собраниях изучалась история, деятельность и источники «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». При этом, Исмаилов Ф.А. посещал указанные собрания с 2015 по 2017 годы.
Согласно показаниям Абдуллаева Р. Б. (псевдоним), он познакомился с Февзиевым в 2015 году, приезжал к нему в гости, встречался в доме Февзиева с другими неизвестными ему людьми, собиравшимися в количестве от 3 до 5 человек. По показаниям Абдуллаева, «много времени Февзиевым Р. Э. уделялось разговорам о притеснении мусульман, освещалась международная обстановка в отношении мусульман, внутренняя и внешняя политика России, несправедливое и жестокое устройство западного демократического строя…». На собраниях, которые проводились примерно два раза в неделю Февзиев Р. Э. разъяснял всем присутствующим содержание различных книг основателя организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». А также давал всем присутствующим указания по поиску и привлечению новых лиц к участию в этой организации. Абдуллаев Р. Б. посещал указанные собрания до 2019 года.
Кроме показаний тайных свидетелей в деле фигурирует единственная аудиозапись разговора от 11 декабря 2015 года. На записи лицо, установленное как Февзиев Р. Э., а также другие неизвестные следствию лица зачитывают фрагменты книги «Система ислама» – источника организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» и обсуждают их. Также экспертом установлено, что Февзиев Р. Э. указывает, что «необходимо вести «дагват» (призыв к исламу), склоняя людей к своей точке зрения».
Именно причастность к деятельности «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» является основой обвинения как по статье 205.5, так и по статье 278 УК РФ.
Обыск в доме Раифа Февзиева проводился 17 августа 2021 года, согласно материалам дела, в ходе обыска были «обнаружены и изъяты книги и брошюры, в которых имелись сведения о международной террористической организации «Партия исламского освобождения «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»)».
17 августа 2021 года Раиф Февзиев был взят под стражу, срок содержания под стражей неоднократно продлевался.
Рассмотрение дела по существу началось 29 марта 2022 года в Южном окружном военном суде (г. Ростов-на-Дону). Следователь Холоденко Н. А. Судья Корсаков Вячеслав Алексеевич.
Адвокат Эдем Семедляев.
Основания признания политзаключённым
Основу обвинения по делу составляют факты, доказывающие причастность обвиняемого к деятельности организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», далее – ХТ. В уголовном деле «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» называется террористической организацией — в таком качестве она запрещена Верховным Судом РФ 14 февраля 2003 года.
Однако ни в решении Верховного Суда о запрете ХТ, ни в материалах уголовных дел, расследовавшихся в России и странах СНГ, нет конкретных фактов, свидетельствующих о террористической или какой-либо насильственной деятельности организации. Также нет данных о причастности партии к деятельности джихадистских групп в Европе или на Ближнем Востоке, более того, организация подвергается критике со стороны радикалов за «уклонение от джихада». По нашей информации, единственной страной помимо России, в которой ХТ запрещена как террористическая организация, является Узбекистан, но и там соответствующее решение суда датировано 2016 годом, то есть появилось после решения Верховного Суда России от 14 февраля 2003 года.
В указанном решении ВС РФ № ГКПИ 03-116 деятельности ХТ посвящены три предложения, в первом из которых декларируется её цель — создание всемирного исламского халифата, во втором отмечается ведение массированной исламистской пропаганды, в третьем упоминается запрет её деятельности в Узбекистане и некоторых арабских странах. Данные формулировки сами по себе не могут служить основанием для признания организации террористической, поэтому мы полагаем, что решение Верховного Суда о признании ХТ террористической организацией неправомерно, а следовательно, неправомерно и вменение обвинений в терроризме только на основании членства в ХТ.
Несмотря на то, что программные положения ХТ и тексты, размещённые на интернет-сайтах этой организации, во многом несовместимы с идеями демократии и прав человека в понимании Всеобщей Декларации прав человека и развивающих её международных актов, а в предлагаемое ХТ устройство будущего Халифата заложена дискриминация по признакам религии и пола, в демократических государствах Северной Америки и Западной Европы, за исключением Германии, её деятельность легальна и уголовных дел в связи с членством в ней нет. Запрет на деятельность организации в Германии связан с антисемитскими публикациями и высказываниями.
Мы полагаем, что обвиняемый по головному делу лишён свободы с нарушениями международного и российского права.
В данном деле, как и в других известных нам делах о причастности к ХТ, фигуранту не вменяется подготовка теракта или озвучивание террористических угроз. Согласно материалам дела, обвиняемый не имел оружия, взрывчатки, боеприпасов.
В основу обвинения как по статье 205.5, так и по статье 278 УК РФ легли показания двух засекреченных свидетелей и аудиозапись от 11 декабря 2015 года.
Оба свидетеля обвинения показывают, что общались с Рауфом Февзиевым с 2015 года, один до 2017, а другой до 2019 года. При этом они якобы участвовали в собраниях с различными неизвестными им людьми, где, согласно их же показаниям, зачитывались источники и программные положения ХТ, обсуждались этические, религиозные и общественные проблемы, а также планы по вербовке сторонников и их убеждению в истинности учения ХТ. Сведений о подготовке террористических актов, а также подготовке к насильственному захвату власти в Российской Федерации в показаниях свидетелей не содержится.
Единственная представленная суду аудиозапись относится к декабрю 2015 года и фиксирует чтение людьми, в одном из которых эксперты опознают голос Февзиева, религиозных текстов и их последующее обсуждение. Также Февзиев обсуждает с двумя неизвестными следствию присутствующими мужчинами вопросы существования мусульманской уммы, правильного понимания ислама, преимуществ исламского государства перед прочими, а также декларирует мысль – «цель развития человека – изменение общества».
Таким образом, обвинение по ст. 205.5 УК свелось к тому, чтобы доказать связь обвиняемого с ХТ: что он имел литературу этой религиозной партии, обсуждал её идеи и призывал рассказывать другим местным мусульманам о них.
Стоит отметить, что основными доказательствами причастности Февзиева Р. Э к деятельности ХТ и его руководящей роли в якобы существовавшей ячейке ХТ стали показания засекреченных свидетелей, выступающих под псевдонимом.
Строить доказательства обвинения со слов тайных свидетелей — устоявшаяся практика в уголовных делах, ведущихся ФСБ. Свидетели дают показания не присутствуя в зале суда, с изменёнными компьютером голосами, их лица не демонстрируются на экране в суде, а личность может быть известна только следователю и суду. Мы считаем эту практику упрощающей фабрикацию доказательств и ограничивающей право обвиняемых на защиту.
Советом Европы на основе прецедентного права ЕСПЧ в Рекомендациях № (2005) 9 «О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием», пункте № 21 Приложения к ним, говорится: приговор не должен основываться исключительно или в значительной степени на показаниях, данных «анонимными» свидетелями. Согласно п. 19 и 20 того же Приложения, — «…дача показаний под псевдонимом должна являться исключительной мерой безопасности и применяться в случае «серьезной» угрозы жизни или свободе лица, обладающего «значимой» доказательственной информацией и заслуживающего «доверия»; стороны должны иметь право оспорить правомерность использования данной меры безопасности«.
В этом и других делах о причастности к ХТ нет оснований полагать, что подобные меры защиты свидетелей были действительно необходимы для обеспечения их безопасности, а наличие угроз безопасности следствием не обосновано. Полагаем, что суд должен особенно критически относиться к показаниям секретных свидетелей и принимать их как достоверные, только при наличии других неоспоримых доказательств, их подтверждающих.
Обвинение в приготовлении к насильственному захвату власти и насильственному изменению конституционного строя РФ по ст. 278 УК РФ обосновывается следствием практически тем же, что и по ст. 205.5 УК РФ. Отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о реальной подготовке свержения конституционного строя РФ и захвата власти.
Строя обвинения по статье 278 УК РФ — Насильственный захват власти, следствие апеллирует к идеологии ХТ, которая якобы в качестве основной цели предусматривает поэтапное установление исламского правления во всемирном масштабе путём создания «Всемирного исламского Халифата».
При этом обвиняемый якобы осуществлял такое поэтапное установление исламского правления, готовя неустановленных следствием лиц к следующим действиям:
— приисканию и последовательному склонению новых лиц к участию в деятельности ХТ;
— распространению среди верующих приобретенных теологических познаний, подменяя традиционное в исламе понятие распространения этой религии в обществе идеями подстрекательства мусульман к экстремистской деятельности;
— формированию у верующих мусульман тенденциозного мышления при оценке событий, происходящих в Российской Федерации, и межгосударственных отношениях, используя идеологические материалы данной организации;
— тайному объединению и подготовке верующих мусульман к антиконституционной деятельности в Российской Федерации.
При этом, пытаясь обосновать обвинения в «терроризме», «сепаратизме», «экстремизме», «захвате власти», следствие приводит доказательства: собрания верующих, обсуждение религиозных тем, чтение исламской литературы.
Подобные обоснования обвинений сочетают описание вполне законных действий (распространение теологических знаний, формирование у верующих «тенденциозного» мышления, участие в собраниях и т. п.) с извращённым и необоснованным толкованием доктрины ХТ, описывающей религиозное видение перспектив неопределенного будущего в виде создания объединяющего всех мусульман государства.
Напомним, что ст. 28 Конституции России гарантирует каждому «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Кроме прочего, в ходе начатого рассмотрения дела по существу выяснилось, что изъятые согласно протоколу обыска в доме Февзиева в августе 2021 года три книги исчезли, прокурор огласил рапорт о том, что во время обыска неустановленные лица эти книги выкрали, и они пропали. Кто эти неустановленные лица, каким образом пропали книги, следствием не установлено.
Также следует отметить, что сторона защиты заявляла ходатайства о применении к Рауфу Февзиеву четвертой Женевской конвенции о том, что он не подлежит этапированию с территории Крыма, а также, что его должны судить в политически независимых судах. Суд отклонил эти ходатайства. Так же, как и подававшиеся защитой ходатайства о предоставлении Рауфу Февзиеву возможности защищать себя на родном для него крымскотатарском языке, аргументируя отклонение тем, что Февзиев изучал русский язык.
На статус Крыма и Севастополя как временно оккупированных территорий Украины и на непризнание аннексии их Россией не раз указывали резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в частности A/RES/68/262 от 27.03.2014 года, A/RES/71/205 от 19.12.2016 года, A/C.3/72/L.42 от 31.10.2017 года, A/74/L.12/Rev.1 от 02.12.2019 г. Такая квалификация ситуации соответствует определению режима оккупации в международном гуманитарном праве (Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, Гаага, 18 октября 1907 года, Положение о законах и обычаях сухопутной войны, ст. 42), а также практике международных судов (ICTY, Prosecutor v. Mladen Naletilic and Vinko Martinovic, IT-98-34-T, Trial Chamber, Judgment of: March 31, 2003, para. 217; Armed Activities on the Territory of the Congo (Democratic Republic of the Congo v. Uganda), Judgment, I.C.J. Reports 2005, p. 168, para 173).
В связи с этим Россия как оккупирующая держава обязана соблюдать Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны (далее ЖК IV), а также нормы обычного гуманитарного права, регулирующие режим оккупации, в частности, содержащиеся в Положении о законах и обычаях сухопутной войны.
В соответствии с международным гуманитарным правом Россия ограничена в своих законодательных и административных полномочиях. Согласно положениям ЖК IV и нормам обычного гуманитарного права администрирование оккупированной территории должно осуществляться местными органами, действовавшими на момент начала оккупации, в свою очередь рассмотрение дел по обвинению в нарушении уголовного законодательства уполномочены осуществлять местные суды. Несмотря на то, что оккупирующая держава может создавать отдельные органы и военные суды с целью более эффективного администрирования территории, она не в праве ни при каких обстоятельствах попросту устранять действовавшую ранее систему органов власти и заменять ее новой без наличия на то веских оснований (ЖК IV, ст. 64).
Аналогичным образом Россия не вправе целиком отменять действовавшее на момент начала оккупации уголовное законодательство и заменять его своим. Ограниченные законодательные полномочия предоставлены оккупирующей державе с целью изменения законодательства, применение которого угрожает безопасности или препятствует имплементации международного гуманитарного права, а также для более эффективного администрирования оккупированной территории.
Несправедливость и незаконность преследования мусульман, обвиняемых в причастности к «Хизб ут-Тахрир» в ситуации Крыма усугубляется тем, что в Крыму по украинскому законодательству эта организация легальна. И само уголовное преследование, и вывоз лишенных свободы жителей из Крыма нарушают нормы международного гуманитарного права и по этой причине особенно неприемлемы. В данном случае эти нормы нарушены: арестованные вывезены за пределы Крыма.
Кроме прочего, при оценке обвинений, предъявляемых Рауфу Февзиеву, необходимо учитывать, что он — местный имам, религиозный деятель, окончивший медресе, крымскотатарский активист. Февзиев проявлял себя как общественно-активный гражданин, систематически посещал политически мотивированные судебные заседания, поддерживал семьи политзаключённых.
Более 15 лет «Мемориал» наблюдал за различными формами давления на мусульман в России, фабрикациями уголовных дел по несуществующим преступлениям экстремистской и/или террористической направленности. Государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя.
Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной. «Раскрытие» серийных дел, связанных с ХТ, сейчас предельно упрощено, для достижения «высоких результатов» (десятки осуждённых) требуются минимальные усилия. В то же время, в последние годы именно антитеррористическими соображениями объясняется принятие законов, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, антитеррористические имитации работают на упрочение субъектами власти властных полномочий.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу тематической Программы ликвидированного ПЦ «Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что преследование политически мотивированно, связано с национальной принадлежностью обвиняемого, религиозными убеждениями, с продолжающимся конфликтом России с Украиной. Происходит в рамках постоянной кампании репрессий властей против крымских татар, которых власть считает своими оппонентами, и постоянной кампании против мусульман, отклонившихся от линии лояльного российским властям Духовного управления мусульман России. Осуществляется субъектами власти с целью упрочения властных полномочий. Лишение свободы применено в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, исключительно из-за ненасильственного осуществления Февзиевым свободы совести, гарантированной Конституцией РФ, Международным пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод в условиях отсутствия состава преступления.
Таким образом Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» признаёт Февзиева Рауфа Энверовича политическим заключённым и требует его немедленного освобождения.
Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия НПП «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Как помочь
Отправить электронные письма политзаключённым Крыма можно через сайт «Крымской солидарности».
Пожертвование на счета Союза солидарности с политзаключёнными, открытые для помощи всем политзаключённым: ЮMoney-кошелёк № 410011205892134.
Ссылки на публикации в СМИ:
Крымская солидарность. Прокурор в ускоренном темпе огласил три тома материалов дела на заседании по Раифу Февзиеву // http://crimean-solidarity.org/news/2022/04/05/prokuror-v-uskorennom-tempe-oglasil-tri-toma-materialov-dela-na-zasedanii-po-raifu-fevzievu-2078
Крымская солидарность. Крымскому имаму Раифу Февзиеву продлили арест на полгода перед этапом в Ростов-на-Дону // http://crimean-solidarity.org/news/2022/02/09/krymskomu-imamu-raifu-fevzievu-prodlili-arest-na-polgoda-pered-etapom-v-rostovnadonu-1927
Крым.Реалии. 1В МИД Украины связали с саммитом «Крымской платформы» новые обыски ФСБ у крымских татар // http://ru.krymr.com/a/news-krym-obyska-fsb-reaktsiya-mid-ukrainy/31414645.html
Дата обновления справки: 07.06.2022 г.