Халидов Ясин Мухмад-Эмиевич

Халидов Ясин Мухмад-Эмиевич родился 14 июля 2003 года, житель города Шали Чеченской Республики, бывший сотрудник МВД по Чеченской Республике и транспортного ОМОНа Управления Росгвардии по Чеченской Республике. Лишён свободы с 20 мая 2023 года. Официальные причины его задержания не объявлены.

Полное описание

Ясин Халидов, молодой чеченский полицейский, попытался покинуть Россию, поскольку опасался мести со стороны бывших коллег, и был задержан 20 мая 2023 года при попытке перехода российско-казахстанской границы на автомобильном погранпункте Исилькуль Омской области. После этого он был вывезен в Чечню и бесследно исчез.

Причиной преследования Халидова сначала стали его попытки уволиться со службы в правоохранительных органах после возвращения с войны в Украине, а затем — то, что он передал правозащитникам информацию о своей работе в силовых структурах Чечни: нарушениях прав человека, секретных операциях, незаконных разработках и провокациях, в которых он и его коллеги принимали участие в Чечне и на территории Украины.

Согласно сведениям ЦЗПЧ «Мемориал», в 2021 году Ясина Халидова, которому было на тот момент 17 лет, родственники его покойного отца (в прошлом — сотрудника ФСБ) по знакомству устроили на службу в ОМВД по Шалинскому району Чеченской Республики. Формально в должностные обязанности Халидова входило несение службы на КПП ОМВД по г. Шали, однако оперативные сотрудники отдела уголовного розыска активно использовали несовершеннолетнего Халидова для агентурной и оперативной работы по «выявлению и задержанию» якобы имеющих склонность к экстремизму жителей Чечни и фабрикации против них уголовных дел.

В мае 2022 года уже достигший совершеннолетия Ясин Халидов был переведён на службу в транспортный ОМОН Управления Росгвардии по Чечне и в этом качестве вновь активно участвовал в сомнительной оперативной деятельности сотрудников центра противодействия экстремизму по Чечне. Это подразделение специализировалось на раскрытии так называемых «спящих ячеек» признанной террористической и запрещённой в России организации «Исламское государство», причём как в самой Чечне, так и в европейских диаспорах. Главной задачей «игиловского» подразделения ЦПЭ был поиск молодых религиозных чеченцев, которые проявляли интерес к тематике ИГИЛ и при грамотной идеологической обработке могли прийти к решению о нападении на сотрудников полиции либо об участии в террористическом акте.

«Обработка» таких чеченцев происходила под контролем сотрудников ЦПЭ при участии жителей и жительниц Чечни, которые состояли на агентурной службе при этом подразделении; «работа» велась в социальных сетях.

14 сентября 2022 года Ясин Халидов, ранее уже пытавшийся уволиться, в составе своего подразделения был командирован в Украину для участия в «специальной военной операции», где провёл четыре месяца (до января 2023 года). Находясь в Украине, Халидов снова попытался уволиться со службы. Руководству он объяснил своё желание необходимостью ухода за больной матерью. Ему отказали, избили и продержали в неволе больше недели на хлебе и воде.

По возвращении в Чечню Ясин Халидов возобновил попытки оставить службу законным путём. В итоге в конце января 2023 года его неофициально задержали и привезли на базу ОМОН. Ему угрожали, что если он не прекратит свои попытки уволиться со службы, то против него будет возбуждено уголовное дело по террористической статье. Халидову удалось сбежать с базы, где его удерживали насильно, и покинуть территорию республики. Сразу после этого, в марте 2023 года, как сообщает издание «Новая газета. Европа», он обратился за помощью к чеченским блогерам Ибрагиму и Байсангуру Янгулбаевым, администраторам telegram-канала «Адат».

Как сообщает «Новая», братья Янгулбаевы пообещали вывезти Ясина Халидова из России взамен на то, что он расскажет и передаст им всю имеющуюся у него информацию о службе в чеченской полиции и об участии в «специальной военной операции» в Украине, что он и сделал, передав блогерам большой объём информации, компрометирующей силовиков (в частности, сотрудников ЦПЭ МВД России по ЧР и Управления ФСБ по ЧР) о похищениях, пытках, фальсификациях уголовных дел, казнях и «организации», а на самом деле — провокации терактов.

Передавая информацию, Халидов оговорил условие, что эти данные будут опубликованы только в том случае, если он окажется в безопасности за пределами России. Согласно информации «Новой Газеты. Европа», Янгулбаевы дали такое обещание, но не выполнили его. Получив информацию, блогеры стали готовить её к публикации, анонсировав на своём telegram-канале как «расследование века», а затем заблокировали номер Халидова, чтоб он не мог больше связаться с ними, поскольку решили не помогать ему покинуть Россию.


Сами они объяснили свои действия тем, что в процессе проверки рассказанного получили информацию, которая позволила им посчитать, что помощи Халидов не заслуживает.

«Ясин обратился к нам в начале марта, изначально мы реально собирались помочь ему. Спустя примерно полторы недели выяснилось, что этот парень не просто рядовой кадыровец, он причастен к провокациям и фабрикации многих уголовных дел, незаконным арестам и расправам над мирными чеченцами… Кроме того, он лично рассказывал, как фабриковали дела против мирных украинцев в оккупированном Энергодаре, выдавая их за агентов СБУ, — заявил сайту «Кавказ.Реалии» Ибрагим Янгулбаев. — Мы воюем с кадыровцами любыми методами. Тот же Ясин, оказавшись в эмиграции, мог использоваться чеченскими силовиками для провокаций, раз успешно работал так в самой республике. Помогать таким людям мы никогда не будем».

Позицию братьев Янгулбаевых, которые отказали в помощи Халидову, несмотря на данные ранее обещания, осудили правозащитники, опрошенные «Кавказским узлом».

Ещё до полной публикации данных, полученных Янгулбаевыми от Халидова, сразу после размещённого в telegram-канале «Адат» анонса, к родственникам Халидова приехали сотрудники чеченских силовых структур. Его мать, младший брат и дядя, а также случайно оказавшаяся в доме матери женщина были задержаны и подвергнуты физическому и психологическому давлению. От них требовали раскрыть местонахождение беглеца.

Затем блогеры разместили сам материал, основанный на информации, полученной от Ясина Халидова. Самому Халидову, пока он искал возможность выехать из России, пришлось скрываться от своих бывших коллег. Он переезжал из города в город в попытках спастись и в итоге оказался в Омской области, где и был задержан 20 мая 2023 года на автомобильном погранпункте Исилькуль при попытке перехода российско-казахстанской границы.

Сотрудники погранслужбы ФСБ РФ передали его сотрудникам уголовного розыска УМВД по Омской области. Халидову удалось связаться с правозащитниками и сообщить о задержании. На следующий день представитель омских правоохранительных органов пояснил журналистам, что Ясин Халидов был остановлен сотрудниками пограничной службы на основании ориентировки, разосланной Центром по противодействию экстремизму по Чеченской Республике. Как выяснилось впоследствии, в ориентировке было указано, что в отношении Халидова «имеется оперативная информация о том, что он, возможно, планирует выехать на территорию Украины с целью вступления в состав вооружённого формирования, действующего против принимающих участие в проводимой специальной военной операции Вооружённых сил Российской Федерации».

После задержания Халидова в Омской области сотрудник местных правоохранительных органов в телефонном разговоре уверил журналистов, что передача Халидова будет проходить в соответствии с установленной процедурой и после этапирования в Чечню он будет официально помещён в ИВС г. Шали. Однако там Халидов так и не появился. Адвокатам Александру Немову и Александру Караваеву, которые вылетели в Чечню на его поиски, не удалось с ним встретиться, на их запросы органы МВД ответили, что у них нет никакой информации о местонахождении Ясина Халидова и о том, что он проходит по какому-либо уголовному делу как подозреваемый или обвиняемый.

По имеющимся у ЦЗПЧ «Мемориал» сведениям, после того, как Халидова вывезли в Чечню, его незаконно содержали на старой базе транспортного ОМОНа Управления Росгвардии по ЧР в Грозном, далее его следы теряются. Правозащитники и СМИ больше не получили ответов на запросы в правоохранительные органы, за исключением ответа из ФСБ, где заявили, что уголовного дела в отношении Халидова в производстве службы нет и информацией о его местонахождении она не располагает. Есть все основания полагать, что жизнь молодого человека в опасности, если он вообще ещё жив.

Ориентировка на Ясина Халидова, по которой он был задержан, подписана начальником ЦПЭ МВД по ЧР майором полиции Исой Ахмедовичем Эльмурзаевым, в качестве контактных лиц обозначены сотрудники ЦПЭ МВД по Чеченской Республике: полковник полиции И. С. Исраилов, майор полиции А. В. Мальсагов и старший лейтенант полиции А. Л. Баталов.

Основания признания политзаключённым

Бесследные исчезновения в Чеченской Республике людей, выступающих с какой-либо критикой режима Рамзана Кадырова и его приближённых, пытки и насилие в отношении их самих и их родственников, как и показательно жестокие процессы, направленные на устрашение населения, являются реальностью сегодняшней Чечни. Инакомыслящих, сумевших ускользнуть, агенты кадыровского режима преследуют, похищают и убивают за пределами Чечни и даже за границами Российской Федерации. Официальные структуры, которые должны реагировать на нарушения российского законодательства, хранят молчание, правоохранительные органы не отвечают на многочисленные запросы о бесследно исчезнувших людях. Даже в современной России, где нарушение прав человека стало повсеместным, Чечня остаётся самым неправовым регионом, чьи силовые структуры демонстративно игнорируют даже формальное российское законодательство.

Ясин Халидов пытался законным путём реализовать своё право на увольнение из правоохранительных органов, где оказался на службе ещё несовершеннолетним и, как следует из опубликованных материалов, вынужден был принимать участие в незаконной деятельности в качестве сотрудника полиции и агента ЦПЭ. Не оценивая степени его виновности в совершённых в период службы деяниях, мы, тем не менее, констатируем, что нежелание принимать участие в новых действиях такого рода, как и нежелание участвовать в военных действиях в рамках развязанной Россией агрессивной войны против Украины, желание уволиться из правоохранительных органов и уехать из Российской Федерации не могут служить основаниями для его уголовного преследования, а тем более — для применения к нему насилия и иных внеправовых методов давления. Любые преступления, формально вменяемые Халидову, вне зависимости от иных обстоятельств, должны расследоваться с соблюдением процессуальных норм и прав, гарантированных законом.

Кроме того, Халидов передал для обнародования информационные материалы о различных преступлениях, совершавшихся как на территории Чечни, так и на территории Украины. Такая передача информации о преступлениях является общественно полезной и поощряемой. Именно передача этих сведений поставила свободу и жизнь Ясина Халидова под особую угрозу, так как дала основания воспринимать его как «отступника» и предателя кадыровского режима. Такие люди, тем более из числа сотрудников правоохранительных органов, вызывают особую ненависть как со стороны российской авторитарной власти в целом, так и особенно со стороны кадыровского режима, не приемлющего ни малейшей критики или несогласия. Исчезновение молодого человека из поля зрения адвокатов и правозащитных структур делает его преследование вдвойне незаконным и вызывает большую тревогу за его жизнь.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу ликвидированного государством Правозащитного центра «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что преследование Ясина Халидова и его лишение свободы являются политически мотивированными, направленным на недобровольное прекращение легальной деятельности и на устрашение общества в целом, т. е. упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий. Лишение свободы было применено к нему в нарушение права на справедливое судебное разбирательство и иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Ясина Халидова политическим заключённым и требует его немедленного освобождения и прекращения его преследования.

Признание лица политзаключённым не означает ни согласия проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Как помочь?

Если вы располагаете информацией о местонахождении Ясина Халидова, сообщите нам на почту: help.political.prisoners@memohrc.org.

Публикации в СМИ:

Новая Газета Европа: Как чеченские полицейские использовали ФСБ. Местонахождение задержанного в прошлую субботу подростка-полицейского неизвестно, однако стало понятно, как его поймали при переходе границы.

Кавказ. Реалии: Выдали палачам? Конфликт 1ADAT и перебежчика из МВД по Чечне

Центр защиты прав человека «Мемориал»: Северный Кавказ: взгляд правозащитников: 1 марта — 15 июля 2023 года

Новости по теме

19 Сен, 2023 | 13:58

Мы считаем политзаключённым бывшего полицейского из Чечни Ясина Халидова