Камолов Рахмиддин Иброхимович

Камолов Рахмиддин Иброхимович родился 30 ноября 1989 года, житель Москвы, гражданин Узбекистана, активист Общества политических эмигрантов Центральной Азии и правозащитной организации помощи беженцам из Центральной Азии «Ёрдам». Имеет среднее специальное образование. Женат. Имеет малолетнего ребёнка. Приговорён по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации») якобы за организацию деятельности международной религиозно-политической партии «Хизб ут-Тахрир», признанной в России террористической к 16 годам колонии строгого режимаПод стражей с 26 августа 2016 года. 12 декабря 2023 года суд удовлетворил ходатайство колонии о переводе в тюрьму на срок 3 года.

Полное описание

Описание дела

Рахмиддин Камолов признан виновным в том, что с 12 июля 2015 года по 29 августа 2016 года в Москве организовывал деятельность международной религиозно-политической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения», далее – ХТ), признанной террористической и запрещённой Верховным судом РФ.

«Камолов, принимавший активное участие в деятельности террористической организации «Хизб ут-Тахрир» с начала 2015 года, не позднее, чем с 12 июля 2015 года стал совершать действия организационного характера в интересах данной организации: провёл собрание членов организации, на котором разъяснял идеологию и программу действий «Хизб ут-Тахрир», обучал мерам конспирации, приёмам привлечения в её состав новых участников, а также осуществил сбор денежных средств на обеспечение деятельности данной организации», — говорится в апелляционном определении Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ.

24 ноября 2015 года УВД г. Бухары Бухарской области Республики Узбекистан (РУз) в отношении Камолова возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 244.2 УК Узбекистана («Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских или иных запрещённых организациях», до 15 лет лишения свободы).

В 2015 году Рахмиддин Камолов обратился за приобретением российского статуса беженца в Управление Федеральной миграционной службы (УФМС) России по г. Москве, в котором ему было отказано.

18 декабря 2015 года постановлением следователя СО УВД Бухары обвиняемый объявлен в розыск.

6 января 2016 года Бухарским горсудом ему заочно избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.

18 мая 2016 года Камолов обратился в УФМС по Московской области за предоставлением временного убежища на территории РФ (об этом ему была выдана справка сроком действия до 17 августа 2016 года). В удовлетворении этого ходатайства ему также было отказано.

26 августа 2016 года Рахмиддин Камолов был задержан полицией в Москве «для проверки документов», в ходе которой выяснилось, что он находится в межгосударственном розыске по инициативе Республики Узбекистан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 244.2 УК РУз.

29 августа 2016 года Пресненский районный суд оштрафовал Рахмиддина Камолова на 5 тыс. рублей за просроченный паспорт. В суде сотрудники Таганского отделения полиции Москвы «передали» его инспектору Управления Федеральной миграционной службы по Краснопресненскому району столицы для проверки законности его пребывания в РФ. После этого, на территории этого же суда, Камолов был «задержан» сотрудниками уголовного розыска Узбекистана. Последние отвезли его в аэропорт «Домодедово», где пытались посадить в самолёт для отправки в Узбекистан. Однако правозащитным организациям, назвавшим действия иностранных силовиков «похищением», и адвокату, удалось предотвратить отправку Рахмиддина Камолова в эту страну. Тогда узбекские правоохранители «передали» Камолова сотрудникам отделения полиции по району Капотня г. Москвы, о чём в 21:30 последними был составлен протокол задержания на основании нахождения Камолова в межгосударственном розыске по запросу Узбекистана.

30 августа 2016 года Рахмиддин Камолов был арестован Люблинской межрайонной прокуратурой российской столицы для экстрадиционной процедуры.

2 сентября 2016 года Люблинский районный суд Москвы избрал Рахмиддину Камолову меру пресечения в виде содержания под стражей на месяц. В постановлении суда, со ссылкой на узбекские «компетентные органы», излагается основание его уголовного преследования в Узбекистане. По данным этих органов, Камолов, находясь в Москве, участвовал в деятельности группы религиозно-экстремисткой политической партии «Хизб ут-Тахрир», задачами которой являются изменения государственного строя Узбекистана, свержение власти, «преобразование его в Исламское государство с устройством по законам шариата, а также объединение государств всего мира для создания исламского религиозного государства». В дальнейшем мера пресечения неоднократно продлялась.

21 марта 2017 года УФСБ России по Москве и Московской области возбудило уголовное дело в отношении Камолова по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ по обвинению в организации деятельности ХТ в Москве.

18 декабря 2017 года коллегией Московского окружного военного суда в составе: председательствующий С. В. Бровко, судьи В. В. Краснов и Д. А. Логачёв. Обвинение в суде представляли прокуроры уголовно-судебного управления прокуратуры Москвы: младший советник юстиции А. Ю. Данилов и юрист 1 класса О. М. Лавров вынесен обвинительный приговор.

22 марта 2018 года вынесено апелляционное определение коллегией в составе председательствующего И. В. Крупнова, судей А. Н. Замашнюка, С. Г. Сокерина, оставившее приговор без изменений.

Обвиняемый вину не признал.

Основания признания политзаключённым

В уголовном деле «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» называется террористической организацией — в таком качестве она запрещена Верховным Судом РФ 14 февраля 2003 года.

Однако ни в решении Верховного Суда о запрете ХТ, ни в материалах уголовных дел, расследовавшихся в России и странах СНГ, нет конкретных фактов, свидетельствующих о террористической или какой-либо насильственной деятельности организации. Также нет данных о причастности партии к деятельности джихадистских групп в Европе или на Ближнем Востоке, более того, организация подвергается критике со стороны радикалов за «уклонение от джихада».

В указанном решении ВС РФ № ГКПИ 03-116 деятельности ХТ посвящены три предложения, в первом из которых декларируется её цель – создание всемирного исламского халифата, во втором отмечается ведение массированной исламистской пропаганды, в третьем упоминается запрет её деятельности в Узбекистане и некоторых арабских странах. Данные формулировки сами по себе не могут служить основанием для признания организации террористической, поэтому мы полагаем, что решение Верховного Суда о признании ХТ террористической организацией неправомерно, а, следовательно, неправомерно и вменение обвинений в терроризме только на основании членства в ХТ.

Несмотря на то, что программные положения ХТ и тексты, размещённые на сайтах этой организации, во многом несовместимы с идеями демократии и прав человека в понимании Всеобщей Декларации прав человека и развивающих её международных актов, а в предлагаемое ХТ устройство будущего Халифата заложена дискриминация по признакам религии и пола, в демократических государствах Северной Америки и Западной Европы, за исключением Германии, её деятельность легальна и уголовных дел в связи с членством в ней нет. Запрет на деятельность организации в Германии связан с антисемитскими публикациями и высказываниями.

По нашей информации, единственной страной помимо России, в которой ХТ запрещена как террористическая организация, является Узбекистан, но и там соответствующее решение суда датировано 2016 годом, то есть появилось после решения Верховного Суда России от 14 февраля 2003 года. Между тем, ни в одном из известных нам уголовных дел, в рамках которых на территории России и Крыма лишены свободы уже около 300 мусульман, нет никаких признаков не только терроризма, но и подготовки, планирования или хотя бы обсуждения террористических актов, использования или планирования использования оружия.

В данном деле, как и в других известных нам делах о причастности к ХТ, обвиняемому не вменялась подготовка теракта или озвучивание террористических угроз.

Обвинение свелось к тому, чтобы доказать его связь с ХТ: что он участвовал в чтении и обсуждении идеологической литературы этой религиозной партии, организовал её обсуждение с единоверцами.

Связь с Камолова с ХТ доказывается тайными аудиозаписями трёх встреч нескольких мусульман в квартирах в Москве, на которых читали и обсуждали литературу ХТ, и свидетельскими показаниями участников этих собраний. Организатором только одной из них — 12 июля 2015 года — якобы являлся Рахмиддин Камолов, поэтому ему и вменили организаторскую часть статьи 205.5 УК. Причём, сам осуждённый отрицает, что организовал это собрание, как и то, что был участником ХТ.

Ознакомившись с приговором, мы видим, что следствие и суд, пытаясь обосновать обвинения, приводят доказательства: собрания верующих, обсуждение религиозных тем, чтение исламской литературы.

Подобные обоснования обвинений сочетают описание вполне законных действий (распространение теологических знаний, формирование у верующих «тенденциозного» мышления, участие в собраниях и т. п.) с извращённым и необоснованным толкованием доктрины «Хизб ут-Тахрир», описывающей религиозное видение перспектив неопределенного будущего в виде создания объединяющего всех мусульман государства.

Напомним, что ст. 28 Конституции России гарантирует каждому «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Мы полагаем, что осуждённый лишён свободы с нарушениями международного и российского права.

Более 15 лет «Мемориал» наблюдает за различными формами давления на мусульман в России, фабрикациями уголовных дел по несуществующим преступлениям экстремистской и/или террористической направленности. Государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя.

Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной. «Раскрытие» серийных дел, связанных с ХТ, сейчас предельно упрощено, для достижения «высоких результатов» (десятки осуждённых) требуются минимальные усилия. В то же время, в последние годы именно антитеррористическими соображениями объясняется принятие законов, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, антитеррористические имитации работают на упрочение субъектами власти властных полномочий.

Рахмиддин Камолов принимал участие в деятельности общественных правозащитных организаций «Ёрдам» (Помощь) и Общество политических эмигрантов Центральной Азии. Эти объединения оказывают правовую и информационную помощь политическим беженцам и мигрантам из центральноазиатских стран бывшего СССР, прежде всего из Узбекистана. Общество политэмигрантов Центральной Азии часто обнародуют данные о нарушениях узбекскими и российскими правоохранительными органами прав узбекских беженцев, критикует узбекские власти. Очевидно, что именно это вызвало недовольство узбекских чиновников и возбуждение уголовного дела против Камолова в Узбекистане. Президент Общества политэмигрантов Бахром Хамроев расценивает уголовное преследование своего помощника Камолова, как спланированный удар по деятельности организации, с целью заставить замолчать критиков властей Узбекистана.

Российские власти, вместо того чтобы, согласно закону, предоставить преследуемому по политическим мотивам в соседней авторитарной стране убежище, не только отказали ему в этом, но и сами возбудили против него уголовное дело по похожей статье уже УК РФ. Мы предполагаем, что здесь не обошлось без тайной договорённости узбекских и российских спецслужб.

В этой ситуации нам весьма вероятным кажется, что удобное и привычное обвинение в причастности к ХТ, стало инструментом солидарности спецслужб авторитарных режимов России и Узбекистана в борьбе с их политическими противниками.

Мы считаем, что преследование Рахмиддина Камолова связано с его ненасильственной общественной деятельностью. Оно также связано с религиозными убеждениями. Происходит в рамках постоянной кампании репрессий властей против мусульман, убеждения которых не вписываются в линию лояльного российским властям Духовного управления мусульман России. Права на свободу совести, вероисповедания, публичное высказывание своего мнения, на собрания и объединения являются фундаментальной основой конституционного строя России, закреплёнными Конституцией Российской Федерации, законами РФ, международными договорами. Уголовное дело политически мотивировано. Преследование осуществляется субъектами власти с целью упрочения своих властных полномочий.

«Мемориал» полагает, что лишение свободы применено в нарушение права на справедливое судебное разбирательство в условиях отсутствия состава преступления.

Правозащитный центр «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», признаёт Рахмиддина Камолова политическим заключённым и требует его немедленного освобождения.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия ПЦ «Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Адвокат: Тимофей Широков.

Как помочь?

Пожертвование на личный счёт Рахмиддина Камолова можно совершить через сайт https://fsin24.ru или по банковским реквизитам:

УФК по Тверской области (ФКУ ИК-6 УФСИН России по Тверской области л/с 05361393070)
Расчётный счёт 40302810500001000036
БИК 042809001
ИНН 6906006718
КПП 690601001
Отделение Тверь

Ссылки на интересные публикации:

Радио Азаттык. В России осуждён разыскиваемый в Узбекистане правозащитный активист // http://rus.azattyq.org/a/28930321.html

Радио Озодлик. 18-летний брат узбекского беженца скончался после допроса спецслужб // http://rus.ozodlik.org/a/28406846.html

ОВД-Инфо. Супруга осуждённого по делу «Хизб ут-Тахрир»: на мужа составили рапорт за прослушивание радио // http://ovdinfo.org/express-news/2020/05/08/supruga-osuzhdennogo-po-delu-hizb-ut-tahrir-na-muzha-sostavili-raport-za

ГолосИслама.Ru. Бахром Хамроев: «О преследованиях уроженцев Средней Азии». Доклад // http://golosislama.com/news.php?id=34283

ОВД-Инфо. Ненасильственный «терроризм». Уфимское дело «Хизб ут-Тахрир» // http://zen.yandex.ru/media/ovdinfo/nenasilstvennyi-terrorizm-ufimskoe-delo-hizb-uttahrir-5b6c464b914d0f00ac7ffe00?utm_source=serp

Дата составления справки: 06.06.2020 г.

Новости по теме

13 Дек, 2023 | 12:30

Рахмиддина Камолова переведут в тюрьму

28 Окт, 2020 | 15:39

Российские власти планируют депортировать узбекского правозащитника по окончании тюремного срока

15 Июн, 2020 | 13:03

Узбекский правозащитник, осуждённый в РФ по террористической статье, — политзаключённый