Куртамет Аппаз Халилович

Куртамет Аппаз Халилович родился 19 августа 2002 года, крымский татарин, гражданин Украины, житель посёлка Новоалексеевка Генического района Херсонской области Украины. Сын главы мусульманской общины мечети в Новоалексеевке Халила Куртамета (7 ноября 2023 года задержан российскими силовиками), ранее студент исламского колледжа «Имам Хатиб», работал оператором технической поддержки ООО «Софтум». 20 апреля 2023 года по обвинению в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 208 УК РФ («Финансирование вооружённого формирования, не предусмотренного федеральным законом»), приговорён к 7 годам колонии строгого режима.  Лишён свободы с 23 июля 2022 года.

Полное описание

23 июля 2022 года 19-летний Аппаз Куртамет выехал из поселка Новоалексеевка Генического района Херсонской области в аннексированный Крым, к родственникам. Известно, что он благополучно прибыл на российский пункт пропуска на административной границе между Херсонской областью и Крымом. После этого связь Куртамета с родственниками прервалась.

На следующий день матери Аппаза поступил телефонный звонок от неизвестного, сообщившего о задержании сына. Ещё через две недели неизвестные позвонили отцу Аппаза Куртамета (Халил Куртамет ранее также был задержан российскими силовиками, его продержали около месяца и отпустили). Мужчине сообщили, что его сын находится в фильтрационном лагере, и попросили «не поднимать шум». Однако родные продолжили поиски Аппаза, они обращались к властям Турции, Украины и России с просьбой разобраться в ситуации. С требованием раскрыть место нахождения Куртамета выступали глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, украинские депутаты и правозащитники.

На связь с родными Аппаз Куртамет вышел только 5 октября 2022 года. Он позвонил домой, по его словам, с телефона следователя и сообщил, что находится в СИЗО в Крыму и ему нужен адвокат.

10 октября 2022 года подконтрольный России Киевский районный суд города Симферополя (судья — Виктор Викторович Крапко) отправил Куртамета под стражу на два месяца. Впоследствии арест неоднократно продлевался.

Уголовное дело против Аппаза Куртамета было возбуждено по ч. 1 ст. 208 УК РФ «Финансирование вооружённого формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом» — в связи с тем, что он перевёл 500 гривен (примерно 900 российских рублей по курсу на момент предполагаемого перевода) члену добровольческого вооружённого формирования «Исламский батальон “Крым”». Человек, которому Аппаз перевёл 500 гривен, — его близкий друг, с которым он с 2018 по 2020 год учился в исламском колледже «Имам Хатиб». По версии следствия и суда, Куртамету было известно, что его друг участвует в боевых действиях против ВС РФ. Также Аппаз якобы желал помочь ему приобрести для членов добровольческого батальона необходимую экипировку («магазины на АК-74 под патрон 5.45 мм в количестве 3 штук»), но, по версии следствия, не смог этого сделать «в силу того, что их не было в наличии в военторгах». Также Куртамет якобы передал список других необходимых членам батальона предметов («10 бронежилетов, 10 разгрузочных систем, 10 шлемов, 10 пар тактических перчаток») представителю Меджлиса крымскотатарского народа.

В октябре 2023 года Аппаз Куртамет подписал явку с повинной, однако в суде отказался от этих показаний, сказав, что вины не признаёт.

20 апреля 2023 года Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым (судья — Оксана Викторовна Карчевская) признал Куртамета виновным и осудил «за финансирование вооружённого формирования “Исламский батальон ‘Крым’”, не предусмотренного федеральным законом» по ч. 1 ст. 208 УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ («Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление»), к 7 годам лишения свободы с отбыванием первого года в тюрьме и оставшегося срока — в исправительной колонии строгого режима.

29 августа 2023 года Верховный Суд Республики Крым под председательством судьи Дмитрия Олеговича Михайлова утвердил обвинительный приговор.

Основания признания политзаключённым

Исламский батальон «Крым» (чаще Батальон «Крым») — крымскотатарский добровольческий батальон, принимающий участие в российско-украинской войне на стороне Вооружённых сил Украины. Укомплектован преимущественно представителями крымскотатарского народа, также, по некоторым сведениям, в батальоне состоят чеченцы и другие представители народов Северного Кавказа.

Батальон был создан в июне 2014 года при содействии одного из лидеров крымских татар Мустафы Джемилева, другим инициатором формирования батальона был Иса Акаев, ставший его командиром.

О статусе этого формирования поступала противоречивая информация. Так, по одним данным, батальон был сформирован в рамках исполнения приказа главы МВД Украины Арсена Авакова от апреля 2014 года и подчинён ГУМВД Украины в АР Крым, которое, впрочем, скоро прекратило своё существование в связи с оккупацией. По другим — 25 июня 2014 года было принято официальное решение о создании не батальона, а отдельной роты (сотни) «Крым» в структуре батальона милиции особого назначения «Днепр-1». После этого в социальных сетях появились страницы, посвященные спецподразделению «Крым», с призывами вступать в его ряды и оказывать посильную помощь. Именно в таком статусе подразделение принимало участие в боях за Саур-Могилу и в Иловайске. Командир батальона Иса Акаев, однако, заявляет, что формирование батальона «Крым» так и не было завершено, а официальный статус подразделения в составе МВД Украины не был оформлен окончательно. Есть данные, что часть бойцов спецподразделения «Крым» позже присоединились к добровольческому батальону МВД «Золотые ворота».

По всей видимости, с 2015 года и практически до начала полномасштабного вторжения России батальон не осуществлял активной деятельности. По заявлениям Исы Акаева, восстановление формирования началось ещё до 24 февраля 2022 года. Члены батальона начали готовиться к нападению со стороны России в рамках обучения сил территориальной обороны Украины. По различным источникам, в том числе по данным The Insider, на ноябрь 2022 года батальон «Крым» под руководством Исы Акаева действовал как часть Интернационального легиона территориальной обороны Украины, а по численности уже перерос масштабы полка.

Мы рассматриваем уголовное дело против Аппаза Куртамета в контексте кампании по преследованию жителей Крыма и других оккупированных территорий Украины, в частности, крымских татар, реально или потенциально, по мнению оккупантов, нелояльных российской власти. Точное число похищенных на оккупированных территориях гражданских лиц не известно, но исчисляется тысячами. Только небольшой части из них предъявлены обвинения в совершении преступлений. Так, на октябрь 2023 года известно о нескольких десятках уголовных дел по ч. 1 и ч. 2 ст. 208 УК РФ, в основном возбуждённых в Крыму и на других оккупированных территориях Украины по ч. 1 и ч. 2 ст. 208 УК РФ. Большинство дел возбуждено против крымских татар, якобы причастных к деятельности «Батальона имени Номана Челебиджихана».

Дело Аппаза Куртамета стало одним из первых, связанных с батальоном «Крым». При этом обвиняется он не в участии в батальоне, а в его финансировании, т.е. по ч. 1 ст. 208 УК РФ.

Диспозиция ч. 1 ст. 208 УК РФ следующая: «Создание вооружённого формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким формированием или его финансирование».

При этом в обвинении речь идёт о воинском подразделении, сформированном и действующем на территории Украины. Батальон «Крым» был образован крымскими татарами для защиты права жить на своей исторической родине в том государстве, гражданами которого они являлись. Все предпринимаемые ими для этого действия, во-первых, имеют своей целью защиту прав, гарантированных конституцией Украины, а во-вторых, совершаются на территории Украины и имеют последствия также для территории Украины — Крыма, но никак не России.

Очевидно, что такое формирование не может и не должно быть предусмотрено российским «федеральным законом». При этом «участие на территории иностранного государства в вооружённом формировании, не предусмотренном законодательством данного государства», квалифицируется по ч. 2 ст. 208 УК РФ. Однако, как мы видим, диспозиция этой части ограничивается «участием» и не предусматривает наказания за финансирование.

В любом случае, гражданин Украины, как и граждане других стран, имеют право поддерживать любыми доступными им законными способами вооружённые формирования Украины, принимающие участие в отражении агрессии против этого государства.

Как известно, 2 марта 2022 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией констатировала, что война Российской Федерации против Украины нарушает п. 4 ст. 2 Устава ООН и является применением государством вооружённой силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, то есть агрессией.

В 1946 году Международный военный трибунал постановил, что агрессия является «высшим международным преступлением». Ст. 51 Устава ООН подтверждает «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооружённое нападение» на независимое государство.

Таким образом, с точки зрения международного права военные действия РФ против Украины незаконны и преступны, а действия Украины по защите от агрессии — законны и обоснованы.

Вместе с тем следствие, обвиняя гражданина Украины по ч. 1 ст. 208 УК РФ, собирало доказательства того, что батальон «Крым» не предусмотрен именно законодательством Украины, а не «федеральным законом». В качестве таких доказательств следствие представило, а суды первой и второй инстанции приняли:

  • результаты осмотра Telegram-канала, посвящённого батальону, где имеются фото и видеозаписи вооружённых людей;
  • результаты просмотра ролика на YouTube от 7 июня 2021 года «ИСА АКАЕВ : «Сдача Крыма»», где командир батальона «высказывается по тематике безуспешной легализации “батальона Крым”».
  • протокол проведения ОРМ «Наведение справок», в ходе которого из Главного Разведывательного Управления Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации получены данные о том, что «Исламский батальон “Крым” (“Батальон Крым”, “Батальон Кирим”) не является вооружённым формированием, предусмотренным законодательством иностранных государств, в том числе Украины».

Мы полагаем, что такие доказательства, во-первых, не относятся к сути обвинения, предусмотренного ч. 1 ст. 208 УК РФ, во-вторых, не доказывают реальный статус воинского формирования Батальон «Крым» в Украине на июль 2022 года — момент перевода денежных средств Аппазом Куртаметом одному из его участников. И наконец, в-третьих, оформление статуса батальона, действующего в интересах Украины в условиях вооружённого конфликта, является внутренним делом государства Украина.

Кроме того, мы полагаем, что сам факт «финансирования» формирования со стороны Куртамета следствием не доказан.

Все «доказательства» этого факта сводятся к протоколам осмотра переписок в телефоне, изъятом у Аппаза Куртамета при его незаконном задержании, осмотра приложения monobank, в котором была обнаружена операция по переводу 500 гривен, и явке с повинной Куратмета, которую оформили в начале октября 2023 года, после фактического похищения и двух месяцев незаконного удержания Аппаза без оформления статуса и доступа к юридической помощи.

Мы полагаем, что показания, данные Куртаметом в качестве явки с повинной, от которых он впоследствии отказался, не могут быть доказательствами в деле, так как получены с грубыми нарушениями законодательства.

Из переписок Куртамета с его другом, которому он перечислил денежные средства, не следует, что эти деньги предназначались именно для финансирования воинского формирования, напротив, речь шла о личном займе. Кроме того, сумма — 500 гривен (менее 1000 российских рублей) является незначительной и была впоследствии возвращена Куртамету его другом, что подтверждается тем же приложением monobank.

Что же касается упомянутых в обвинении и приговоре фактов поиска в Интернете мест продажи экипировки и якобы имевшей место передачи записки со списком необходимой экипировки, то эти факты, во-первых, не подпадают под диспозицию ст. 208 УК РФ, а во-вторых, не доказаны в суде. В переписке со своим другом Аппаз лишь предлагает оказать ему помощь в поиске мест продажи экипировки. Также он говорит о таких поисках в своих первоначальных показаниях, полученных с нарушением закона. Однако доказательств того, что эти действия были действительно совершены, в деле нет.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу Программы поддержки политзаключённых ПЦ «Мемориал», согласно Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что уголовное дело против Аппаза Куртамета является политически мотивированным. Лишение его свободы осуществляется по политическим мотивам и применено с целью упрочения либо удержания власти субъектами властных полномочий, а также в связи с его национальной принадлежностью. Кроме того, лишение свободы Аппаза Куртамета было применено в нарушение права на справедливое судебное разбирательство при отсутствии состава и, вероятно, события преступления.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Аппаза Куртамета политическим заключённым и требует его освобождения и прекращения уголовного преследования.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Адвокат: Рефат Юнус.

Публикации в СМИ:

15 августа 2022 года. Крым.Реалии. В Крыму российские силовики похитили 20-летнего крымского татарина — Чубаров

21 апреля 2023 года. Крым.Реалии. Дело Аппаза Куртамета: семь лет лишения свободы за ссуду другу.

Дата обновления справки: 18.01.2024 г.

Новости по теме

18 Янв, 2024 | 14:39

Мы считаем политзаключённым гражданина Украины Аппаза Куртамета

08 Ноя, 2023 | 20:21

ФСБ отчиталась о задержании в Херсонской области крымского татарина