Москаленко Татьяна Михайловна

Москаленко Татьяна Михайловна родилась 13 февраля 1961 года, жительница г. Майкопа Республики Адыгея, пенсионерка, ранее — педагог; сторонница «Движения граждан СССР». 3 октября 2024 года признана виновной по п. «в» ч. 2 ст. 280.4 Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, с использованием сети “Интернет”», до 6 лет лишения свободы) и п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК РФПубличное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, по мотивам политической вражды», до 10 лет лишения свободы), назначенное наказание неизвестно. Находилась под стражей с 18 августа 2023 года, примерно в январе 2024 года была переведена под домашний арест или запрет определённых действий.

Полное описание

18 августа 2023 года Майкопский городской суд отправил в СИЗО местную жительницу Татьяну Москаленко по обвинению по ст. 280.4 УК РФ. Ранее, 15 августа, тем же судом было выдано разрешение на обыск в её квартире.

Как позднее сообщили СМИ Адыгеи со ссылкой на пресс-релиз регионального управления ФСБ, на своей странице в одной из соцсетей она «размещала материалы с призывами к проведению протестных акций против проведения СВО на Украине, осуществлению действий по срыву мобилизационных мероприятий, а также препятствованию деятельности военных комиссариатов на территории Российской Федерации».

Сообщалось также, что Москаленко является сторонницей «Движения граждан СССР», а при задержании у неё было изъято «удостоверение» «старшего лейтенанта милиции», выданное на её имя, в котором указано, что она якобы состоит в должности «Начальника управления ПВС ГУВД Краснодарского края». Удостоверение, выданное «МВД РСФСР», было действительно до 30 апреля 2023 года.

На момент написания справки детальная информация об обвинении и ходе уголовного дела отсутствует.

Основания признания политической заключённой

По состоянию на декабрь 2023 года нам неизвестно достоверно, какие материалы легли в основу обвинения. Однако мы можем выдвинуть свои предположения, изучив личную страницу Татьяны Москаленко в VK, а также основываясь на её письмах, отправленных волонтёрам из СИЗО.

9 ноября 2022 года Татьяна Москаленко разместила ролик украинского канала «Вот правда» на платформе YouTube, имеющего более 1 миллиона подписчиков. Видео с названием «Кремль удаляет это на всех каналах» рассказывает о превратностях судьбы мобилизованных из различных регионов РФ, их бунтах, обращениях родственников мобилизованных. Также в ролике содержатся призывы не идти на мобилизационные пункты и не отправляться на войну.

7 июня 2023 года в той же социальной сети Москаленко разместила публикацию с названием «МОЩНЫЙ БУНТ ВОЕННЫХ! ВСЕ СМИ МОЛЧАТ! (07.06.2023) ПРАВДА С ФРОНТА ШАРАХНУЛА НА ВСЮ СТРАНУ!». В публикации содержится ссылка на ролик на платформе YouTube-канала «Оппозиция 2.0.». Видео рассказывает о проблемах российской армии на войне в Украине, в том числе там приводится пространное интервью Евгения Пригожина. Завершается ролик таким призывом: «Друзья, пожалуйста, не идите на поводу у этих преступников, не будьте оккупантами, отказывайтесь участвовать в этой преступной, фашистской, захватнической войне».

Вероятно, уголовное дело по ст. 280.4 УК РФ против Татьяны Москаленко было возбуждено в связи с этими либо подобными публикациями. Мы считаем, что это преследование неправомерно.

Статья 280.4 УК РФ была введена в российское законодательство 14 июля 2022 года. Федеральный закон № 260-ФЗ, которым была введена статья,предусматривает целый ряд новаций в Уголовный кодекс РФ. Авторы законопроекта связывали их с «защитой интересов России», но фактически они отвечают запросам военного времени и предусматривают преследование граждан за любые попытки противостоять милитаристским решениям военно-политического руководства России. Так, законом были расширены и стали ещё менее конкретными понятия «государственная измена» и «шпионаж», введено наказание за неопределённое «конфиденциальное сотрудничество со спецслужбами, международными или иностранными организациями».

Достаточно широко, по мнению ряда экспертов, можно трактовать и положения рассматриваемой ст. 280.4 УК РФ — в качестве «призывов» могут трактоваться практически любые высказывания относительно деятельности государства в военной сфере, сфере безопасности, работы любых государственных учреждений и ведомств, безотносительно к реальным и потенциально возможным последствиям таких высказываний. Формулировки ст. 280.4: «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации» являются исключительно широкими и неконкретными. Оценочное определение деятельности как «направленной против безопасности РФ» не позволяет заранее определить, какие призывы и высказывания являются правомерными, а какие — запрещёнными.

На настоящий момент ещё не сложилась единообразная практика применения ст.280.4 УК РФ (впрочем, двое преследуемых по ней уже признаны нами политзаключёнными — Парвинахан Абузарова и Сергей Корнеев), отсутствуют и комментарии Верховного суда России к этой новой статье УК. Вместе с тем мы можем рассмотреть проблемы применения ст. 280.4 УК РФ по аналогии с проблемами применения иных статей УК РФ, предусматривающих уголовное наказание за «публичные призывы» к тем или иным действиям и иные публичные высказывания. Такие статьи УК РФ, как ст. 205.2 («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности»); ст. 280Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности»); ст. 282Возбуждение ненависти либо вражды» ст. 280.1 («Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ») должны предполагать чёткий алгоритм выявления действительно опасных для общества деяний с одной стороны и, с другой стороны, гарантировать отсутствие нарушений прав человека в области свободы слова — одного из основополагающих прав и свобод, декларируемого как международным законодательством, так и Конституцией Российской Федерации.

Так, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) 1966 г. декларирует: «Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений», а также «имеет право на свободное выражение своего мнения; которое включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».

Аналогичные гарантии свободы мысли и слова содержатся в ст. 29 Конституции РФ. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Исходя из этого, исключительно важно определить упомянутую выше меру и критерии, необходимые для оценки угроз, создаваемых теми или иными высказываниями для нравственности, здоровья, прав других лиц, безопасности государства и пр.

Мы полагаем, что для ст. 280.4 УК, предусматривающей наказание за «публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации», в значительной степени применимы те же критерии определения опасности деяния, которые были сформулированы Пленумом Верховного суда России в Постановлении №41 от 03.11.2016 г., касательно дел по экстремизму и терроризму: «При решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней».

Аналогично предлагает оценивать высказывания и призывы, которые могут потенциально иметь негативные и опасные для общества последствия, Рабатский план действий по запрету пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, выработанный экспертами Управления Верховного комиссара Организации Объединённых Наций по правам человека, ключевые подходы которого мы считаем возможным по аналогии применить и к этому делу. Рабатский план призывает установить высокий порог для введения ограничений на свободу выражения мнения, а все ограничения рассматривать только в пропорциональном сочетании со ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), говорящей о праве каждого человека на выражение мнения.

С точки зрения оценки реальной опасности высказывания — призывов к тем или иным действиям, — по международным критериям того же Рабатского плана необходимо оценивать контекст высказываний («контекстуальный анализ должен поместить высказывание в социальный и политический контекст, преобладавший в тот момент, когда это высказывание было сделано или распространялось»), реальное влияние автора высказывания на свою аудиторию, наличие намерения, степень публичности высказывания, а также его содержание. Наконец, крайне важно оценить вероятность реализации призыва, включая неотвратимость: «суды должны будут установить, что существовала реальная вероятность того, что высказывание могло спровоцировать фактическое действие».

Проводя наш анализ, мы исходим из того, что известные нам вышеописанные публикации Москаленко с точки зрения своего содержания в первую очередь были актом сопротивления государственному милитаризму, а сам по себе отказ от участия в агрессивной войне не является преступным и опасным для общества действием. Вместе с тем мы считаем уместным проанализировать с точки зрения Рабатского теста, содержащегося в Плане, контекст, публичность и вероятность реализации призывов Татьяны Москаленко в принципе, так как в настоящий момент нам точно неизвестны конкретные инкриминируемые высказывания.

Контекст высказываний Москаленко — вооружённая агрессия России против Украины, ведущиеся боевые действия, объявленная мобилизация, потери среди военнослужащих России и Украины, а также среди мирного населения Украины, разрушение украинских городов. Всё это сопровождалось и сопровождается беспрецедентной по своим масштабам государственной провоенной пропагандой. При этом страница Москаленко в VK в настоящий момент имеет 76 «друзей» и 26 «подписчиков», что говорит о крайне невысокой степени публичности публикаций. Нет серьёзных оснований полагать, что призывы Татьяны Москаленко, даже к каким-либо потенциально опасным для общества действиям, если они были, могли бы реализоваться в действиях её читателей и привести к серьёзным негативным последствиям.

При этом целью известных нам публикаций Москаленко было распространение идей пацифизма, отказа от мобилизации и противостояния агрессивной захватнической войне. Мы полагаем, что любая мирная инициатива, протест против эскалации войны служат делу установления безопасного мира, в то время как именно мобилизация и агрессивная война очевидно подвергают опасности как граждан, так и саму Российскую Федерацию. 11-я чрезвычайная специальная сессия Генассамблеи ООН в своей резолюции от 28 февраля 2022 года «Агрессия против Украины» безоговорочно признала происходящее агрессией, совершённой Российской Федерацией против Украины в нарушение п. 4 ст. 2 Устава ООН. Резолюция, которую поддержало абсолютное большинство стран-членов ООН, требует, чтобы Российская Федерация немедленно прекратила применение силы против Украины, а также немедленно, полностью и безоговорочно вывела все свои вооружённые силы с территории Украины в её международно признанных границах. Против принятия этого документа высказалось всего пять стран: Россия, Беларусь, КНДР, Сирия и Эритрея.

Таким образом, призывы к завершению агрессивной войны, противодействие мобилизации и отправке граждан России для участия в войне на чужой территории, прямо нарушающей Устав ООН, не может ни в каком случае расцениваться как криминальное деяние.

Стоит отметить, что кроме антимобилизационных и антивоенных роликов на странице Татьяны Москаленко находится множество публикаций, посвящённых несостоятельности РФ как государства, возрождению СССР, телегонии, борьбе с прививками и теориям заговора, также нами обнаружено некоторое количество откровенно антисемитских публикаций, которые, на наш взгляд могут содержать элементы «языка ненависти». Подобный набор высказываний и тем характерен для сторонников «Движения граждан СССР».

Неформальное «Движение граждан СССР» объединяет разрозненные группы и отдельных людей, придерживающихся мнения, что Советский Союз был ликвидирован незаконно и де-юре продолжает существовать как суверенное государство и субъект международных отношений. Сторонники движения считают себя его гражданами и на этом основании отказываются признавать современную Российскую Федерацию государством, соблюдать её законодательство и подчиняться действующим органам государственной власти. Российскую Федерацию «граждане СССР» часто именуют коммерческим предприятием, призывают не платить налоги, не оплачивать ЖКХ, не возвращать кредиты, а также пытаются создавать альтернативные органы власти. По данным ФСБ России, в 2018 году у движения было около 150 тысяч последователей.

С 2019 года судами в Коми, Самаре, Краснодаре и других регионах были признаны экстремистскими отдельные региональные организации, связанные с «Гражданами СССР», также в список экстремистских включены отдельные материалы, издаваемые движением.

Единого взгляда на войну России в Украине среди «граждан СССР» нет, однако многие, как и Татьяна Москаленко, относятся к войне и действиям правительства в этом направлении резко отрицательно.

По мнению эксперта Центра «Сова» Михаила Ахметьева, высказанного в июне 2023 года, «какого-то целенаправленного курса на разгром движения нет, идет плановая системная работа по уголовным делам. Это одно из направлений работы правоохранительных органов, по этой же схеме работают с другими экстремистскими группами». Ахметьев также указывает, что «часто адептов движения привлекают не за членство в запрещенной организации, а “дискредитацию” армии и признанные экстремистскими публикации». В частности, по статье о дискредитации незаконно преследуется сторонница «граждан СССР» из Краснодарского края Марина Мелихова.

Мы осуждаем антисемитские высказывания, публиковавшиеся на странице Татьяны Москаленко, но вместе с тем полагаем, что доступные в настоящий момент для анализа видеоролики не содержат призывов к насилию по национальному признаку, что могло бы послужить основанием для непризнания Татьяны Москаленко политической заключённой.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу ликвидированного государством Правозащитного центра «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что уголовное дело против Татьяны Москаленко является политически мотивированным, направленным на недобровольное прекращение публичной деятельности критиков власти и устрашение общества в целом, т. е. упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий. Лишение свободы применено в нарушение права Москаленко на свободу слова, справедливый суд и другие права и свободы, гарантированные Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах. Мы считаем, что преследование людей за их антивоенную позицию связанно исключительно с их политическими взглядами и осуществлением ими свободы высказывания.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Татьяну Москаленко политзаключённой и требует её немедленного освобождения и прекращения уголовного дела.

Признание лица политзаключённым не означает ни согласия проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Публикации в СМИ:

29 августа 2023. Адыгея сегодня. Майкопчанка призывала к осуществлению деятельности против безопасности государства

29 июня 2023. Кавказ. Реалии. «Граждане СССР» против войны? За что преследуют активистов движения на юге и Северном Кавказе

Дата обновления справки: 09.01.2023 г.

Новости по теме

09 Янв, 2024 | 9:34

Мы считаем политзаключённой Татьяну Москаленко

30 Авг, 2023 | 14:41

Сторонницу «Граждан СССР» из Майкопа отправили в СИЗО за призывы к препятствию мобилизации