Паршина Тамара Михайловна

Паршина Тамара Михайловна родилась 28 июля 1999 года, жительница Хабаровска, образование высшее, специалистка в области IT. 4 октября 2023 приговорена по ст. 275 УК РФГосударственная измена — оказание финансовой помощи иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности России») к 8 годам лишения свободы в колонии общего режима. Лишена свободы с марта 2023 года.

Полное описание

13 марта 2023 года в Интернете появилось видео, на котором двое мужчин в камуфляжной форме задерживают девушку. Затем задержанная — уже с рюкзаком — в сопровождении силовиков заходит в здание управления ФСБ России по Хабаровскому краю. После её заводят по трапу в самолёт; на вывеске над аэропортом написано «Хабаровск». Затем девушка выходит из самолёта уже в московском аэропорту Шереметьево, а в последних кадрах её ведут по двору СИЗО «Лефортово», руки скованы наручниками за спиной. В тот же день ФСБ России опубликовала на своём интернет-сайте пресс-релиз, в котором сообщила: «Федеральной службой безопасности Российской Федерации пресечена противоправная деятельность активистки движения “ЯМЫФУРГAЛ”, жительницы Хабаровска, причастной к совершению государственной измены в форме оказания финансовой помощи Вооружённым силам Украины в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации. В ходе оперативно-разыскных мероприятий установлено, что подозреваемая, действуя по мотивам политической ненависти и вражды, осуществила переводы личных денежных средств для приобретения ВСУ оружия, боеприпасов и обмундирования».

Имя задержанной не называлось, однако СМИ удалось установить, что ей является жительница Хабаровска, 23-летняя Тамара Паршина. Русская служба Би-би-си сообщила, что меру пресечения Паршиной избрали 9 марта в Хабаровске. После этого её перевезли в Москву и поместили в СИЗО-2 ФСИН России «Лефортово».

Издание «Радио Свобода» сообщило, что, по версии следствия, девушка небольшими суммами перевела в украинские фонды 2500 рублей.

В октябре 2023 года Хабаровский краевой суд разместил пресс-релиз (сейчас он недоступен): «4 октября 2023 года краевым судом хабаровчанка была осуждена за государственную измену в форме оказания финансовой помощи иностранному государству в деятельности, направленной против безопасности России. 

Будучи несогласной с проводимой Вооружёнными Силами России специальной военной операцией, она перевела денежные средства на счета фондов Украины, осуществляющих сбор денег для приобретения вооружения, боеприпасов, предметов обмундирования и экипировки в интересах Вооружённых сил Украины, противостоящих России в период проведения СВО.

Суд назначил виновной наказание по ст. 275 УК РФ на срок 8 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с ограничением свободы сроком 1 год 6 месяцев. Приговор вступил в законную силу». 

Би-би-си отмечает, что дело Тамары Паршиной было рассмотрено с рекордной скоростью: всего за два заседания. Кроме того, она получила срок меньше 12 лет — минимального наказания по статье о госизмене. Учитывая это, Би-би-си предполагает, что обвиняемая заключила сделку со следствием.

Приговор вынесла коллегия из трёх судей Хабаровского краевого суда под председательством федерального судьи Ванеева Павла Валерьевича.

Основания признания политзаключённой 

Тамару Паршину осудили за «государственную измену» в виде «оказания финансовой помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации». Этот состав был введён в ст. 275 УК РФ в 2012 году, а в апреле 2023 года наказание за госизмену увеличено до пожизненного — безусловно, с целью устрашения всех несогласных с российской внешней политикой и войной против Украины. 

2 марта 2022 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией констатировала, что война Российской Федерации против Украины нарушает п. 4 ст.2 Устава ООН и является применением государством вооружённой силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, то есть агрессией.

В 1946 году Международный военный трибунал постановил, что агрессия является «высшим международным преступлением». Ст. 51 Устава ООН подтверждает «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдёт вооружённое нападение» на независимое государство. Таким образом, с точки зрения международного права военные действия РФ против Украины незаконны и преступны, а действия Украины по защите от агрессии — законны и обоснованы.

Соответственно, с точки зрения международного права правомерна и помощь Украине в противодействии агрессии. Поскольку ст. 15 Конституции России устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора», правомерна такая помощь и с точки зрения российского закона.

Всё это создаёт правовые основания для военной помощи Украине со стороны многих зарубежных государств. Также средства для поддержки обороняющегося государства собирают и перечисляют Украине граждане разных государств по всему миру. Многие граждане России, несогласные с преступной войной, также перечисляют средства на помощь Украине и украинцам: как на гуманитарные цели, так и ВСУ для помощи в отражении российской агрессии. Россияне в эмиграции могут делать это открыто, однако люди, проживающие в России, опасаясь политического преследования, вынуждены помогать тайно. Как показывает возбуждение ряда уголовных дел по статье о государственной измене, эта осторожность обоснована. 

Мы не знаем, в перечислении денежных средств каким организации или фонду обвинили Тамару Паршину. При этом, тем не менее, мы полагаем, что перечисление средств даже и непосредственно ВСУ не образует необходимого для квалификации по статье о госизмене состава, поскольку речь не идёт и о создании таким образом угрозы национальной безопасности.

Новейшее определение национальной безопасности Российской Федерации содержится в так называемой «Стратегии национальной безопасности», утверждённой Указом Президента РФ 2 июля 2021 года № 400. Национальная безопасность, согласно ст. 5 документа, — это защищённость национальных интересов России от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечиваются конституционные права граждан, достойное качество жизни, гражданский мир, суверенитет, независимость и устойчивое развитие страны. Национальные интересы включают такие ключевые направления, как защита конституционного строя, укрепление обороны, повышение благосостояния граждан, искоренение коррупции, развитие гражданского общества, сохранение духовных ценностей и культурного наследия, охрана окружающей среды, а также обеспечение стратегической стабильности и международной безопасности.

Под угрозой же национальной безопасности Концепция понимает «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации».

Стоит отметить, что с начала войны против Украины в 2014 году, а в особенности — после полномасштабного вторжения в Украину, начавшегося в конце февраля 2022 года, действиями властей РФ (а отнюдь не финансирующих ВСУ граждан) многим из перечисленных форм национальных интересов, а, следовательно, безопасности, — причинён существенный и, возможно, невосполнимый ущерб. Так, в первую очередь, поставлена под угрозу безопасность народа России, то есть жителей РФ — как вынужденных отправиться на фронт, в том числе в рамках принудительной мобилизации, так и находящихся вблизи линии фронта и подвергающихся артиллерийским обстрелам вблизи линии фронта и атакам украинских беспилотников, а в последнее время также проживающих в части Курской области, находящейся под контролем Украины.

Частичный перенос военных действий на территорию России объясняется логикой самозащиты Украины от вооружённой агрессии, на которую она имеет полное право, а атаки на военные объекты или объекты смешанного назначения несут риск ранения и гибели мирным гражданам России. Только зафиксированные потери российских военнослужащих с начала полномасштабного вторжения, согласно данным совместного исследованию «Медиазоны», без учёта военнослужащих так называемых ДНР и ЛНР на конец февраля 2025 года составили не менее 95 тысяч человек только убитыми. В конце мая 2023 года руководитель пограничной службы ФСБ генерал армии Владимир Кулишов заявил, что с начала «СВО» приграничные с Украиной российские районы подверглись обстрелам и атакам беспилотников около двух тысяч раз. В августе 2023 года журналисты «Новых известий» подсчитали, что за тот же период с начала войны российская территория более пятисот раз была атакована беспилотниками. Далее подобные атаки участились.

Реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации также понесла ущерб с начала войны: практически полностью запрещены мирные протестные акции, ограничена военной цензурой свобода слова и иное самовыражение, сотни политических заключённых, выражавших несогласие с внутренней и внешней политикой России, брошены в тюрьмы, где издевательства над ними продолжаются. При этом почти все правозащитные организации и правозащитники, продолжающие деятельность по защите конституционных прав и свобод граждан, объявлены иностранными агентами, а поддерживающие их международные и иностранные организации — нежелательными, аналогичные репрессивные меры применяются и к независимым средствам массовой информации. Нововведения в части избирательного законодательства привели к тому, что выборов в России практически больше не существует. Независимые наблюдатели за выборами преследуются, объявляются нежелательными и лишаются свободы. 

В части «достойного качества и уровня жизни» граждан следует отметить многочисленные санкции, наложенные на Россию и россиян иностранными государствами и компаниями, слабо контролируемый рост курсов иностранных валют относительно национальной валюты, что влечёт за собой стагнацию промышленности, повышение цен в том числе на основные продукты питания и обеднение граждан, а это исключает, в свою очередь, устойчивое социально-экономическое развитие. 

Что касается экологической безопасности, то риск ухудшения экологической ситуации возрастает, в то время как объявляются нежелательными международные экологические организации. Транспортная безопасность ставится под угрозу как диверсиями внутри страны, так и ухудшением качества вследствие устаревания подвижного состава в ситуации международных экономических санкций, что в первую очередь сказывается на безопасности пассажирской авиации. Энергетическая безопасность оказалась под угрозой, поскольку многие её объекты являются объектами «двойного назначения», что делает их легитимной военной целью для атак ВСУ в рамках отражения агрессии. 

При этом следует отметить, что суверенитет Российской Федерации, независимость, государственная и территориальная целостность не находились под угрозой и никем не ставились под сомнение до начала войны с Украиной, развязанной РФ. Территории, оккупированные Россией в ходе конфликта, не признаются её территориями большинством стран мира и международных организаций, опирающихся на нормы международного права, а попытки Украины в результате ответных военных действий вернуть их себе никак не могут быть признаны покушением на территориальную целостность России. 

Таким образом, подавляющее большинство «условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам», а, возможно, и все, были созданы именно властями России в процессе проведения ими соответствующей внешней и внутренней политики. Необходимым условием для их устранения и ликвидации их последствий мы видим прекращение агрессивной войны против Украины и освобождение всех оккупированных с начала 2014 года территорий. 

Как указано в «Стратегии национальной безопасности», «национальная безопасность включает в себя оборону страны». Однако, как уже было сказано выше, по мнению ГА ООН, в состоянии обороны находится Украина, действия же России квалифицируются как агрессия. В этом контексте действия Тамары Паршиной, пожертвовавшей, по версии обвинения, деньги ВСУ, являются, таким образом, посягающими не на оборону РФ, а на поддержку жертве в оказании отпора агрессии, а умысел — направленным не на эскалацию, а на прекращение войны. Таким образом, мы полагаем, что инкриминируемое следствием перечисление Паршиной денежных средств Украине не несёт угрозы перечисленным в рассматриваемом документе аспектам национальной безопасности России, а направлено на достижение общественно полезной цели. И это также делает незаконным и необоснованным её привлечение к уголовной ответственности и осуждение.

Репрессии против местных гражданских активистов

Дополнительные основания подозревать политический характер преследования даёт отнесение Тамары Паршиной к движению «Я/Мы Фургал» (в пресс-релизе ФСБ она называется его активисткой). Движение было признано экстремистским 22 февраля 2024 года решением Хабаровского краевого суда по иску прокуратуры. По мнению этого ведомства, «под прикрытием идей защиты и поддержки бывшего губернатора региона организация осуществляет экстремистскую деятельность, — в частности, стремится изменить основы конституционного строя и сменить власть в стране насильственным путём». Кроме того, организацией «использовались различные политические технологии воздействия на принятие органами власти решений, включая организацию и проведение несогласованных массовых публичных мероприятий», а также она «действовала в активной координации различных зарубежных центров, ведущих деструктивные действия в отношении России».

При этом, как пишет «Медиазона», информации об официальном объединении или движении «Я/МЫ Сергей Фургал» ей найти не удалось. Это не первый раз, когда суды рассматривают вопрос о признании экстремистскими движений, в действительности никак не оформленных: так было с «международным общественным движением ЛГБТ» и с «международным» движением «Арестантское уголовное единство» (АУЕ). На самом деле «Я/МЫ Сергей Фургал» — не название организации, а лозунг, под которым тысячи жителей региона выражали протест против ареста летом 2020 года бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. В феврале 2023 года его приговорили к 22 годам лишения свободы. Наш проект признал его политическим заключённым. На наш взгляд, объявление «движения» экстремистским демонстрирует стремление власти криминализовать и запретить любые очаги, существующие либо мнимые, общественного несогласия и сопротивления. Причисление Тамары Паршиной к участникам этого «движения» даёт власти дополнительные возможности для публичной компрометации как Паршиной, за счёт навешивания на неё ярлыка «экстремизма», так и движения поддержки Фургала, за счёт обвинения его «участницы» в госизмене.

В то же время, люди, имеющие отношение к организации протестов в Хабаровском крае, отрицают участие Тамары Паршиной в движении. В свою очередь, знакомые девушки сомневаются в её большой политической активности. В 2021 году она окончила Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС) по специальности «Информационные системы и информационные технологии». «Начинающий веб-разработчик <…> Ищу удалённую работу, в том числе рассматриваю переезд», — писала она о себе в LinkedIn. Окончив вуз, девушка работала в Хабаровском краевом фонде обязательного медицинского страхования, рассказала Би-би-си её бывшая однокурсница. «Если честно, то мне кажется, что в этом она не участвовала. Я знаю, что она была подписана на разных экоактивисток и феминисток в инстаграме»

Помимо прочего, ФСБ заявила в пресс-релизе, что Паршина перевела ВСУ «личные денежные средства» по мотивам «политической ненависти и вражды», не уточняя при этом, к кому девушка испытывала эти эмоции. Понятия политических «вражды» и «ненависти» чётко не определены в законодательстве и зачастую используются для вменения обвиняемым более тяжких статей УК или их частей, при этом следствие и суды не утруждают себя доказыванием обстоятельств, подтверждающих мотивы ненависти или вражды, ограничиваясь исключительно их констатацией. Однако мы считаем, что действия, совершаемые по причине антивоенных убеждений либо неприятия российской агрессии, должны признаваться общественно полезными, а не увеличивать общественную опасность содеянного.

В последние годы, когда любые формы мирного протеста в России были властью запрещены, перечисления денежных средств на различные инициативы оставались одной из возможных форм взаимодействия граждан, оказания помощи, выражения поддержки. Постепенно власть криминализовала и их, введя ответственность и возбуждая уголовные дела за финансирование «террористических», «экстремистских» организаций, а также приравняв перечисления украинским фондам, ВСУ либо воюющим на стороне Украины подразделениям к государственной измене. Так, за финансирование ВСУ и публичное оправдание терроризма был приговорён к 14 годам лишения свободы блогер из Липецка Феликс Елисеев: по мнению суда, он посредством криптовалюты перевёл деньги гражданину Украины. К 9 годам колонии за пожертвование 30 долларов украинскому фонду была приговорена по статье о госизмене студентка из Томска Татьяна Лалетина. К 20 годам колонии приговорён учитель рисования из Липецка Даниил Клюка за переводы денег брату в Харьков, которые, по версии обвинения, поступали украинскому фонду «Вернись живым», поддерживающему украинскую армию. Наш проект признал их и многих других осужденных по подобным обвинениям политическими заключёнными.

С каждым днём становится всё тяжелей получать не только полную, но и любую информацию по делам засекреченных категорий — связанных с «терроризмом» или «государственной изменой», поскольку власти и подконтрольные им суды стремятся сделать производство по таким делам максимально закрытым и непрозрачным, а подробности дел — недоступными, скрывая фамилии фигурантов, судей, статьи и даже сроки, назначенные по приговору. Однако в случае Тамары Паршиной, незаконно осуждённой по единственной статье УК РФ и даже на взгляд правоприменителей не совершившей никаких иных преступлений, мы считаем возможным признать её политзаключённой на основании имеющейся информации. Назначение наказания в виде длительного лишения свободы молодой девушке за перечисление незначительной суммы ВСУ, даже если это имело место, представляется нам жестоким, незаконным и ничем не оправданным. 

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу Программу поддержки политзаключённых Правозащитного центра «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что уголовное дело против Тамары Паршиной является политически мотивированным, направленным на устрашение общества в целом, т. е. упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий. Лишение свободы применено к ней в нарушение прав и свобод, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах. 

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Тамару Паршину политической заключённой и требует её немедленного освобождения и прекращения её уголовного преследования. 

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Публикации в СМИ:

11 мая 2023 года. ВВС. «Хочу мира, обнять маму и погулять по Киеву». Две истории россиянок, которых ФСБ обвинила в финансировании ВСУ»

Дата обновления справки: 25.02.2025 г.

Новости по теме

25 Фев, 2025 | 12:14

Мы считаем политзаключённой Тамару Паршину