Романюк Николай Николаевич
Романюк Николай Николаевич
Романюк Николай Николаевич родился 15 августа 1962 года, житель Московской области, гражданин РФ, старший пастор Церкви христиан веры евангельской (ХВЕ) «Церковь Святой Троицы», отец девятерых детей. Обвиняется по ч. 2 ст. 280.4 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, совершённые с использованием сети “Интернет”», до 6 лет лишения свободы). Лишён свободы с 18 октября 2024 года.
Полное описание
Согласно СМИ, уголовное дело против Николая Романюка возбудили из-за антивоенной проповеди, с которой Романюк выступил в Церкви Святой Троицы ХВЕ 25 сентября 2022 года. Видео с проповедью разместили в видеоканале церкви, но 22 октября 2024 оно было удалено.
В проповеди Романюк осудил людей, участвующих в войне с Украиной: «Я бы сказал так, когда тебе предлагают дозу, когда тебе предлагают бутылку спиртного или тебе дают повестку, чтобы тебя отправить на боевые действия — это тот же самый грех, и тот же самый наркотик, и тот же самый сатана. <…> Найдите мне в Ветхом завете хоть намёк на то, чтобы мы каким-то образом могли участвовать. И неважно, какой царь к этому призывает — украинский царь, американский царь. Или наш царь к этому призывает. Я хотел бы, чтобы это прививочка была, хоть какая-то. Это не наша война <…> В нашем вероучении было прописано, что мы пацифисты и не можем в этом участвовать <…> Это наше право так исповедовать на основании Священного писания. Мы не благословляем тех, которые едут туда, которых насильно берут, не благословляем, но молимся, чтобы они были вызволены оттуда. Есть разные способы законные, как это делать».
18 октября 2024 года рано утром силовики пришли с обысками к Романюку, ещё двум семьям верующих и в два дома молитвы. По словам служителя той же церкви, задержание происходило очень жёстко: «Входили в дома щит-тандемом, когда под прикрытием бронещита один за другим заходят бойцы спец подразделения. В некоторых домах выломали коробки дверей. Мужчин положили на землю с руками за головой».
Детей Николая Романюка во время обыска вывели во двор и положили на землю лицом вниз. В таком положении они провели около 12 часов, а конвой, как сказано в СМИ, «чтобы не скучать, скользил по их головам лазерными прицелами».
В ходе обысков силовики изъяли компьютеры, ноутбуки, флешки, диски и некоторые документы. Николаю Романюку предложили записать на камеру раскаяние в своих словах, но он отказался. После обыска его задержали.
20 октября 2024 года Балашихинский городской суд Московской области отправил Николая Романюка в СИЗО. 12 ноября 2024 года в Московском областном суде прошла апелляция, защита ходатайствовала о переводе под домашний арест, но судья Петрова Ольга Валерьевна утвердила решение суда первой инстанции о заключении под стражу.
Коллега пастора в своём блоге отметил, что «ни преклонный возраст, ни плохое состояние здоровья, подтверждённое многочисленными больничными выписками, ни отсутствие хоть каких-то правонарушений, ни образцовое воспитание детей, которые работают в госпитале реабилитологами с ветеранами СВО, ни многочисленные поездки с гуманитарной помощью на прифронтовые территории, ни наличие 9 детей и 20 внуков, ни то обстоятельство, что в загран паспорте нет ни одной визы за последние 10 лет, ни сам загран паспорт, принесённый для сдачи следователю как знак осёдлости, ни шаткость обвинения» не убедили судью перевести Николая Романюка под домашний арест. Однако её убедили доводы прокурора о том, что обвиняемый опасен и может повлиять на ход дела.
16 января 2025 года судья Московского областного суда Сеурко Марина Васильевна рассмотрела апелляционную жалобу защиты на постановление о продлении меры пресечения в виде заключения под стражу и оставила постановление суда первой инстанции без изменения. Пастор присутствовал на заседании по видеосвязи.
Согласно Telegram-каналу, который ведёт дочь Романюка, очередное продление меры пресечения состоялось 13 февраля. «И в этот раз папа не молчал, ему дали слово, и он сказал, что война — это всегда плохо, и Божье слово нам не разрешает убивать людей! Не важно, на чьей стороне, в какой стране! Для этого и есть в нашей стране альтернативная служба, законная! Папа любит свою страну, любит российский народ всем сердцем, и всю свою жизнь служит именно людям. И Папа остаётся верен своим убеждениям, и евангельской позиции,» — пишет дочь мужчины.
Судьи Балашихинского городского суда, принимавшие решение по мере пресечения Романюка — Самозванцева Мария Владимировна и Фадеев Игорь Александрович. 5 марта прошла апелляция, судья Россинская Марина Владимировна оставила пастора под стражей.
6 июня 2025 года дочь Романюка сообщила, что её отца в очередной раз оставили под стражей. По её словам, следствие по делу завершено, и в июле, вероятно, начнётся рассмотрение по существу.
Основания признания политзаключённым
Статья 280.4 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности РФ») была введена в российское законодательство в июле 2022 года. Тот же закон предусматривает целый ряд новаций в Уголовный кодекс, которые авторы законопроекта связывали с «защитой интересов России», но которые фактически отвечают запросам военного времени и предусматривают преследование граждан за любые попытки противостоять милитаристским решениям военно-политического руководства России.
Так, законом были расширены и стали ещё менее конкретными понятия «государственная измена» и «шпионаж», введено наказание за неопределённое «конфиденциальное сотрудничество со спецслужбами, международными или иностранными организациями». Достаточно широко, по мнению ряда экспертов, можно трактовать и положения рассматриваемой ст. 280.4 УК РФ.
Диспозиция статьи сформулирована следующим образом: «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 205.2, 280, 280.1, 280.3, 284.2 и 354 настоящего Кодекса)». При этом в Примечании к этой статье с отсылкой к ст. 104.1 УК РФ указано: «В настоящей статье под деятельностью, направленной против безопасности Российской Федерации, понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 189, 200.1, 209, 210, 222 — 223.1, 226, 226.1, 229.1, 274.1, 275 — 276, 281, 283, 283.1, 284.1, 284.3, 290, 291, 322, 322.1, 323, 332, 338, 355 — 357, 359 настоящего Кодекса». Среди перечисленных — такие статьи, как «Незаконный экспорт», «Контрабанда денежных средств», «Бандитизм», «Незаконное приобретение оружия», «Контрабанда наркотических средств», «Шпионаж», «Диверсия» и прочее.
Следует отметить, что формулировка «публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации», является исключительно широкой и неконкретной. В качестве таких «призывов» могут трактоваться практически любые высказывания относительно деятельности государства в военной сфере, сфере безопасности, работы любых государственных учреждений и ведомств, безотносительно к реальным и потенциально возможным последствиям таких высказываний, но при этом не столь опасные для власти, чтобы охватить их уже упомянутыми в статье составами: статьями 205.2, 280, 280.1, 280.3, 284.2 и 354 УК РФ.
Главным, что объединяет разные виды «призывов», которые могут подпасть под санкции ст. 280.4 УК РФ, является понятие «безопасность РФ», против которой они должны быть направлены. И само это понятие, и попытка определить чью-либо деятельность как направленную против этой безопасности являются оценочными. Такая формулировка не позволяет заранее определить, какие призывы и высказывания являются правомерными, а какие — запрещёнными. Перечисление в Примечании к статье более трёх десятков хаотично выбранных из законодательства статей УК РФ, которые якобы описывают деятельность, «направленную против безопасности РФ», не вносит ясности в оценку высказываний как потенциально криминальных. Напротив — нагромождение из нескольких десятков разных по своей сути составов преступлений в рамках одной статьи не может не привести к абсолютно произвольному и расширительному пониманию положений ст. 280.4 УК РФ.
Определение национальной безопасности Российской Федерации содержится в «Стратегии национальной безопасности», утверждённой Указом Президента РФ 2 июля 2021 года. Согласно ст. 5 этого документа, национальная безопасность — это «состояние защищённости национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны». Национальные интересы описаны как «объективно значимые потребности личности, общества и государства в безопасности и устойчивом развитии».
Мы уверены, что с начала войны против Украины в 2014 году, а в особенности — после полномасштабного вторжения в Украину, начавшегося в конце февраля 2022 года, действиями властей РФ практически всем перечисленным аспектам безопасности причинён огромный ущерб. Так, в первую очередь, поставлена под угрозу личная безопасность жителей РФ — как военнослужащих, в частности, мобилизованных, так и гражданских лиц в пограничных регионах и за их пределами.
Реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации также понесла ущерб с начала войны: практически полностью запрещены мирные протестные акции, выборов в России практически больше не существует, ограничена военной цензурой свобода слова и иного самовыражения, посредством произвольного объявления организаций и объединений террористическими, экстремистскими, нежелательными или иностранными агентами уничтожена свобода объединений.
Состояние «гражданского мира и согласия в стране» после начала войны стало ещё менее достижимым, чем раньше. Общество оказалось глубоко расколотым, а контроль за ним со стороны власти обеспечивается всё более массовыми и жестокими репрессиями.
При этом суверенитет Российской Федерации, независимость, государственная и территориальная целостность не находились под угрозой и никем не ставились под сомнение до начала войны с Украиной, развязанной РФ. Территории, оккупированные Россией в ходе конфликта, не признаются её территориями большинством стран мира и международных организаций, опирающихся на нормы международного права, а попытки Украины вернуть их себе в ходе ответных военных действий (в том числе на российской территории) никак не могут быть признаны покушением на территориальную целостность России.
Таким образом, ключевой причиной возникновения новых угроз национальным интересам России является именно агрессивная война, развязанная властями России против Украины и особенно — полномасштабное вторжение, начатое 24 февраля 2024 года.
На настоящий момент комментарии Верховного суда России к ст. 280.4 УК РФ отсутствуют. Вместе с тем, мы можем рассмотреть проблемы применения по аналогии с проблемами применения иных статей УК РФ, предусматривающих уголовное наказание за «публичные призывы» к тем или иным действиям. Такие статьи, если даже не касаться их предмета, должны предполагать чёткий алгоритм выявления действительно опасных для общества деяний с одной стороны и, с другой стороны, гарантировать отсутствие нарушений прав человека в области свободы слова — одного из основополагающих прав и свобод, декларируемого как международным законодательством, так и Конституцией Российской Федерации.
Так, ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) 1966 г. декларирует: «Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений», а также «имеет право на свободное выражение своего мнения; которое включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору». Аналогичные гарантии свободы мысли и слова содержатся в ст. 29 Конституции РФ.
Информация о деле пастора Николая Романюка пока доступна только из СМИ, но уже известно, за какую именно проповедь его преследуют. Следствие, по всей видимости, усмотрело в высказываниях Романюка признаки призывов к совершению преступлений, предусмотренных, например, ст. 332 УК РФ («Неисполнение приказа») или ст. 338 УК РФ («Дезертирство»). Однако в его проповеди отсутствуют призывы к противоправным действиям. Напротив, он подчёркивал право на отказ от участия в военных действиях по убеждениям и говорил о законных способах освобождения мобилизованных, что прямо исключает трактовку его слов как призывов к преступлениям. Кроме того, его высказывания основаны на пацифистских религиозных убеждениях, что защищается международным правом и Конституцией РФ.
2 марта 2022 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией констатировала, что война Российской Федерации против Украины нарушает п. 4 ст. 2 Устава ООН и является применением государством вооружённой силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства, то есть агрессией. Резолюция требует, чтобы Российская Федерация немедленно прекратила применение силы против Украины, а также немедленно, полностью и безоговорочно вывела все свои вооружённые силы с территории Украины в её международно признанных границах.
В 1946 году Международный военный трибунал постановил, что агрессия является «высшим международным преступлением». Именно нападение России на Украину, признанное агрессией, а значит, являющееся высшим международным преступлением, направлено, как уже было сказано выше, против безопасности не только Украины, но и самой России.
Ст. 15 Конституции России устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Таким образом, действия Николая Романюка, а именно призывы не участвовать в войне с Украиной, были направлены на восстановление мира и в связи с этим являются общественно-полезными. Его действия нельзя рассматривать как направленные против безопасности Российской Федерации.
Учитывая всё вышесказанное, Николай Романюк не должен подвергаться уголовному преследованию по ст. 280.4 УК РФ — более того, в его действиях в принципе отсутствует состав какого-либо преступления. При этом особенно возмутительно то, что немолодого человека в связи его антивоенной позицией поместили в СИЗО — лишение свободы уже пагубно сказалось на его здоровье. Как пишет дочь Романюка, он «перенёс что-то, похожее на предынсультное состояние, или микроинсульт — точно не знаем. Слух в ухе, по которому его ударили при задержании, так и не восстановился». Также, по её словам, у него ухудшилось зрение, обострился псориаз, мучают боли в спине и шум в ушах; кроме того, за восемь месяцев заключения Романюк похудел примерно на 40 кг.
Преследование Николая Романюка является частью кампании репрессий за антивоенные высказывания в целом. Одновременно оно является примером преследования священнослужителей. В частности, преследованию за антивоенную позицию подвергались или подвергаются также епископ Альберт Раткин, пастор Александр Легостаев и пастор Михаил Мазурин.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу Программы поддержки политзаключённых Правозащитного центра «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что уголовное дело против Николая Романюка является политически мотивированным, направленным на устрашение общества в целом, т. е. упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий. Лишение свободы было применено к нему в связи с его антивоенной позицией, в нарушение права на свободу выражения, справедливое судебное разбирательство и иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Николая Романюка политическим заключённым, требует его немедленного освобождения и прекращения его уголовного преследования.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Публикации в СМИ:
22 октября 2024 года, СОВА. В Московской области против пастора церкви ХВЕ возбудили дело из-за антивоенной проповеди
30 октября 2024 года, ОВД-Инфо. Служитель церкви пятидесятников рассказал об аресте пастора из-за антивоенной проповеди
31 октября 2024 года, Христиане против войны. Пастор НИКОЛАЙ РОМАНЮК, ХВЕ (Москва, Россия)
4 ноября 2024 года, Новая газета. На что направлен лазерный прицел
Дата обновления справки: 01.07.2025 г.