Васильев Илья Владимирович

Васильев Илья Владимирович (известен также под псевдонимом Арви Хэккер) родился 9 декабря 1973 года, жил в Москве, гражданин РФ, основатель «Гражданской школы хэкеров» и компьютерного фестиваля СПРЫГ, настоятель в буддийском «Московском центре Дзен». Обвиняется по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооружённых Сил РФ по мотивам политической ненависти или вражды», до 10 лет лишения свободы). Лишён свободы с с 20 июня 2024 года.

Полное описание

11 мая 2023 года из-за публикаций на своей странице в VK Илья Васильев был задержан и привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ («Публичные действия, направленные на дискредитацию Вооружённых Сил РФ»). В тот же день судья Преображенского районного суда Москвы Оксана Петровна Череповская оштрафовала его на 40 тысяч рублей. Как сообщал сам Васильев, во время проведения осмотра квартиры 11 мая 2023 года у него была изъята цифровая техника, включая телефон. Как писал тогда Илья, никто не знает, что силовики сделают с информацией, обнаруженной на изъятых у него устройствах. В дальнейшем именно в телефоне были обнаружены посты Васильева в Facebook, которые и послужили основанием для уголовного преследования спустя год. 

Утром 20 июня 2024 года в отношении Васильева возбудили уголовное дело. В тот же день его задержали и предъявили обвинение по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооружённых Сил РФ по мотивам политической ненависти или вражды»). В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого следователь Преображенского межрайонного СО ГСУ СК по Москве Петренко П.С. указала, что «Васильев в точно неустановленное следствием время и дату, но не позднее 25.12.2022, находясь в неустановленном месте на территории Москвы <…> создав видимость противоправной, нарушающей международное законодательство, деятельности как ВС РФ в отдельности, так и органов государственной власти РФ в целом <…> имея пренебрежительное, недружелюбное, враждебно-агрессивное отношение к действующим органам исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, а также к Президенту <…> принял решение о публичном распространении посредством <…> “Интернет” под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об использовании <…> ВС РФ. Реализуя свой преступный умысел, преследуя цель придания максимальной огласки сообщаемой им заведомо ложной информации <…> Васильев И.В., <….> используя <…> профиль в Facebook <…>, осознавая, что своими действиями он <…> вызовет у граждан чувство тревоги, страха, беспокойства и незащищённости со стороны государства, руководствуясь мотивом политической ненависти <…> разместил в открытом доступе на <…> странице своей учётной записи в <…> Facebook <…> публикацию от 25.12.2022, начинающуюся со слов “Путин отверг рождественское перемирие” и публикацию от 17.01.2023, начинающуюся со слов “Путин вечером в субботу бомбил Днепр”». Доказательствами виновности обвиняемого в совершении преступления в постановлении указаны акт лингвистического исследования АНО «Центр содействия развитию гуманитарных экспертиз “Независимый эксперт”» и сведения, полученные из Генерального штаба ВС РФ, согласно которым «информация, изложенная в публикациях Васильева, не соответствует действительности». В постановлении также отмечено, что «своими преступными действиями Васильев И. В. ввёл в заблуждение неограниченный круг лиц относительно правомерности действий ВС РФ при проведении специальной военной операции <…> а также подорвал авторитет и дискредитировал ВС РФ у общества». На допросе после предъявления ему обвинения Васильев не признал свою вину.

22 июня судья Преображенского районного суда Москвы Андрей Александрович Кузнецов удовлетворил ходатайство следователя и постановил заключить Васильева под стражу сроком на 2 месяца — до 20 августа 2024 года.

Основания признания политзаключённым

Неправовой характер ст. 207.3 УК РФ

Через неделю после начала полномасштабного российского вторжения в Украину, 4 марта 2022 года, Государственная Дума РФ в чрезвычайном порядке (не в виде отдельных законопроектов, а путём внесения поправок в другие, уже принятые в первом чтении) приняла законы о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс. Эти законы запрещают призывы к санкциям, распространение фейков о российских вооружённых силах, их дискредитацию, а также призывы к «воспрепятствованию их использования». В тот же день законы одобрил Совет Федерации РФ, и уже вечером их подписал президент. Поправки вступили в силу со дня официального опубликования — 4 марта 2022 года.

Состав преступления, предусмотренного новой ст. 207.3 УК РФ, сформулирован следующим образом: «Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно содержащей данные об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях».

Мы полагаем, что эта статья противоречит как российской Конституции и международным обязательствам РФ, так и базовым принципам права.

Согласно ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, «Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений, … имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору».

Ограничения пользования этими правами «должны быть установлены законом и являться необходимыми: для уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения».

Аналогичные гарантии содержатся в ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу мысли и слова. Ограничения этих свобод связаны с запретом пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, а также с государственной тайной.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Ограничения свободы выражения, установленные ст. 207.3 УК РФ, со всей очевидностью не служат тем целям, для достижения которых такие ограничения могли бы быть установлены.

Важно отметить, что ограничение свободы выражения не предусмотрено законом даже в условиях военного положения, при котором, согласно пп. 5 и 15 п.2 ст. 7 ФКЗ «О военном положении», допускается лишь введение «военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, контроля за телефонными переговорами» и «приостановление деятельности политических партий, других общественных и религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации». Тем более нет оснований для подобных ограничений в ситуации, когда военное положение не введено.

Не менее значимо то, что сами по себе формулировки статьи не позволяют заранее определить, какие высказывания являются правомерными, а какие запрещёнными. Гражданин не может заранее знать, какие его высказывания, какая информация могут быть сочтены в данном контексте ложными, подпадающими под действие этой нормы.

На этот счёт Конституционный Суд РФ высказывал своё мнение в ряде правовых позиций. Согласно им неоднозначность, неясность и противоречивость регулирования закона недопустимы, поскольку, препятствуя надлежащему уяснению его содержания, открывают перед правоприменителем возможности неограниченного усмотрения, ослабляющего гарантии конституционных прав и свобод (в частности, постановления КС от 20 декабря 2011 года № 29-П, от 2 июня 2015 года № 12-П, от 19 июля 2017 года № 22-П).

Фактически нормы ст. 207.3 УК РФ позволяют преследовать за высказывание любого мнения о использовании Вооружённых Сил РФ и деятельности её государственных органов за границей. Суждения о том, имеют ли упомянутые в статье действия цели «защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности» или нет, по своей природе являются оценочными, то есть выражают мнение.

Но даже и применительно к сведениям, т.е. высказываниям о фактах, в условиях ведения военных действий и конкуренции противоречивой информации из разных источников исключительно сложно судить об их правдивости или ложности. Тем более невозможно установление заведомости, т.е. умысла на распространение ложных сведений.

Упомянутые органические дефекты ст. 207.3 УК РФ определяют её неправовой характер, вследствие которого даже её добросовестное применение является недопустимым. Однако и сам факт срочного внесения указанной статьи в Уголовный кодекс немедленно после начала полномасштабной вооружённой агрессии против Украины, и сопровождавшая её рассмотрение и принятие риторика официальных лиц, и, главное, контекст её применения — ведущиеся боевые действия и сопутствующая им государственная военная пропаганда — исключают подобную добросовестность. В ситуации, когда единственными правдивыми сведениями и оценками объявляются сведения и оценки официальных российских источников, не только оправдывающих агрессивную войну и отрицающих многочисленные свидетельства гибели мирных жителей в результате российских ударов и военных преступлений, совершаемых российскими силами, но и запрещающих называть события, с любой точки зрения, являющиеся войной, словом «война», применение этой неправовой по своей природе статьи УК также имеет исключительно недобросовестный и неправовой характер. Основанием для уголовного преследования становятся как правомерные мнения, оценивающие войну и связанные с ней обстоятельства, так и утверждения о задокументированных и подтверждённых фактах.

Квалифицирующие признаки ч. 2 этой статьи, предусматривающей ужесточение наказания вплоть до 10 лет лишения свободы, зачастую носят субъективный характер, так, п. «д» предусматривает наличие «мотива политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо мотива ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы». В современных условиях доказывание присутствия такого мотива сводится к простой декларации следствием его наличия. Вместе с тем, исходя из того, что любое выступление против войны само по себе является общественно полезным и не имеет вовсе никакой общественной опасности, ни один из квалифицирующих признаков, если он не образует самостоятельного состава преступления, не может рассматриваться как усиливающий общественную опасность деяния.

Исходя из изложенного, Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает, что ст. 207.3 УК РФ носит антиправовой характер, создана для осуществления политических репрессий против критиков власти и должна быть отменена. Любые преследования по этой статье являются неправомерными и должны быть прекращены.

Другие основания признания политзаключённым

Пятидесятилетний программист Илья Васильев известен как основатель «Гражданской школы хэкеров», готовящей специалистов в области компьютерной безопасности, а также компьютерного фестиваля СПРЫГ. С 2010 года Васильев также является настоятелем в буддистском объединении «Московский центр Дзен». До начала полномасштабного российского вторжения в Украину он неоднократно участвовал в оппозиционных уличных акциях протеста. После привлечения в мае 2023 года к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ Васильев удалил свой аккаунт в VK и прежнюю страницу в Facebook. Его новая страница в Facebook была создана 12 мая 2023 года, и старые публикации на ней отсутствуют. Как писал тогда Васильев, «я удалил политическую дискуссию и несколько личных оскорблений. <…> Мои планы — продолжить практику Дзэн в Москве, желательно избежав модных в России приключений за решеткой. Взгляды свои на происходящее я высказал ещё год назад и довольно резко, их нынче оценили в штраф за дискредитацию. Если развивать эту тему дальше, будет срок и приехать практиковать Дзэн со мной можно будет разве что на свидание». 

В настоящее время мы не знаем полного содержания материалов, публикация которых послужила основанием для привлечения Ильи Васильева к уголовной ответственности, и признаёт ли он, что их размещал. По информации СМИ, инкриминируемые ему по ст. 207.3 УК РФ посты были написана на английском языке. Между тем, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого начальные фразы двух публикаций приводятся на русском языке: «Путин отверг рождественское перемирие…» и «Путин вечером в субботу бомбил Днепр…».

Мы предполагаем, что в публикации от 25 декабря 2022 года речь может идти о совершённом российской армией в канун католического Рождества, 24 декабря, массированном обстреле Херсона, в результате которого пострадали гражданские объекты, погибли 10 человек и более 50 получили ранения. Публикация от 17 января 2023 года, вероятно, посвящена попаданию российской ракеты X-22 по многоэтажному жилому дому в Днепре в субботу, 14 января — эта атака повлекла гибель 45 мирных жителей, в том числе 6 детей.

Отрицая очевидные, многократно задокументированные свидетельства из разных независимых источников, которые неоспоримо подтверждают факт нанесения Россией ударов по гражданским объектам в Украине, в делах подобного рода, как и в деле Васильева, следственные органы и суды фактически ссылаются на информацию, распространяемую Министерством обороны Российской Федерации, как на истину в последней инстанции, не подлежащую ни критическому осмыслению, ни даже обсуждению. 

Мотив политической ненависти во вменяемых Васильеву публикациях доказывается лингвистическим исследованием, проведённым возглавляемой Даниилом Михеевым одиозной АНО «Центр содействия развитию гуманитарных экспертиз “Независимый эксперт”» (подробно о ситуации с экспертизами этой организации можно узнать в наших справках, например, по делу Владимира Кара-Мурзы и Бахрома Хамроева). Согласно выводам этого лингвистического исследования, цитируемым в постановлении о привлечении Васильева в качестве обвиняемого «публикации содержат утверждения о фактах нанесения преднамеренных ударов ВС РФ по гражданской инфраструктуре и мирному населению Украины, отрицание факта использования ВС РФ именно в целях защиты интересов Российской Федерации, её граждан, поддержания международного мира и безопасности, а также лингвистические и психологические признаки мотива политической ненависти и вражды по отношению к Президенту <…> как к главе государства, демонстрируемые при помощи обвинения его в совершении военных преступлений»

Случай Васильева — это очередной пример преследования людей за высказывание антивоенной позиции. Выступления против войны и привлечение внимания общества к гибели мирных граждан сами по себе не могут быть расценены как преступления и являются, напротив, общественно полезными деяниями в соответствии с духом и принципами права. Поэтому публикации Ильи Васильева не могут и не должны являться причиной уголовного преследования и тем более лишения его свободы.

В настоящее время независимому правозащитному проекту «Поддержка политзаключённых. Мемориал» известно о более чем 70 случаях неправомерного лишения свободы только по ч. 2 ст. 207.3 УК РФ. Всего же в наших списках на момент подготовки настоящей справки более 170 человек, лишённых свободы за антивоенную позицию. 

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу Программы поддержки политзаключённых Правозащитного центра «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что уголовное дело против Ильи Васильева является политически мотивированным, направленным на недобровольное прекращение или изменение характера публичной деятельности критиков власти, а также устрашение общества в целом, т.е. упрочение и удержание власти субъектами властных полномочий, а лишение свободы было применено к нему в нарушение права на свободу выражения мнения, на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах. Мы считаем, что преследование людей за их антивоенную позицию связано исключительно с их политическими взглядами и осуществлением ими свободы высказывания.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Илью Васильева политическим заключённым, требует его немедленного освобождения и прекращения его уголовного преследования.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Адвокат: Черджиев Оскар Астемирович.

Публикации в СМИ:

20 июня 2024 года. ОВД-Инфо. На настоятеля московского центра Дзэн завели уголовное дело о военных «фейках»

22 июня 2024 года. Медиазона. Программиста Арви Хэккера отправили в СИЗО по делу о военных «фейках»

22 июня 2024 года. РБК. Основателя «школы хакеров» арестовали по делу о фейках про армию

22 июня 2024 года. Life.ru. Программиста Арви Хэккера отправили в СИЗО за фейки об армии

22 июня 2024 года. Москвич Mag. Преображенский суд арестовал основателя «школы хакеров» Илью Васильева за фейки про армию

23 июня 2024 года. Коммерсантъ. В Москве программист Арви Хэккер арестован по делу о фейках об армии

Дата обновления справки: 17.07.2024 г.

Новости по теме

05 Авг, 2024 | 23:15

Новые адреса для писем политзаключённым

17 Июл, 2024 | 11:35

Мы считаем политзаключённым Илью Васильева (Арви Хэккера)

16 Июл, 2024 | 14:52

Новые адреса и анонсы вечеров писем политзаключённым

24 Июн, 2024 | 12:18

Программиста Илью Васильева отправили в СИЗО по обвинению в распространении военных «фейков»