Мы считаем политзаключённым Александра Арсеньева
Москвича, который написал на заборе «Не хочу привыкать к войне», обвиняют в вандализме и «дискредитации» российской армии
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Александра Арсеньева политическим заключённым. Его преследуют по уголовным статьям о дискредитации Вооружённых сил РФ и вандализме. Уголовное преследование Арсеньева нарушает его права на свободу выражения мнения и справедливое судебное разбирательство. Мы требуем немедленно освободить Александра Арсеньева и прекратить его уголовное преследование.

В чём суть дела Александра Арсеньева?
13 февраля 2025 года у Конюшенной площади в Санкт-Петербурге на заборе появилась надпись «Не хочу привыкать к войне». 24 февраля такая же надпись появилась на ограждении на Южной дороге.
7 марта силовики задержали подозреваемого в нанесении надписи. Им оказался москвич Александр Арсеньев. Во время обыска в его московской квартире нашли баллончики с краской, одежду и акриловый маркер. В тот же день Арсеньева отправили в СИЗО по делу о публичных действиях, направленных на «дискредитацию» использования российской армии, совершённых из корыстных побуждений (ч. 2 ст. 280.3 УК РФ), и о вандализме по мотивам политической ненависти (ч. 2 ст. 214 УК РФ). Как утверждает следствие, Арсеньев нанёс собственнику ограждения ущерб в размере 10 тысяч рублей.
Александру Арсеньеву грозит до 10,5 лет лишения свободы.
Почему мы считаем Александра Арсеньева политзаключённым?
Статья о «дискредитации» армии специально создана после начала войны России против Украины для преследования инакомыслящих. Она фактически запрещает любую критику войны и российских властей, что нарушает право граждан на свободу выражения мнения.
Эта статья противоречит базовым принципам права, в частности, принципу правовой определённости. Статья о «дискредитации» армии должна быть отменена, все уголовные дела по этой статье, включая дело Александра Арсеньева, — закрыты.
Мы считаем, что обвинение Арсеньева в вандализме по мотивам политической ненависти также несостоятельно. Вандализм предполагает факт осквернения или порчи имущества, но в случае Арсеньева нет признаков ни того, ни другого. Надписи появились на заборе и ограждении, которые не имеют никакой архитектурной или исторической ценности. При этом сама надпись — «Не хочу привыкать к войне» — носит пацифистский характер и не может оскорбить общественную нравственность или нанести духовный вред обществу.
Ещё более абсурдно вменять Арсеньеву мотив политической ненависти. Видеть в пацифистском высказывании ненависть — это откровенное лицемерие. Мы считаем, что именно уголовное преследование критиков войны является наиболее ярким проявлением «политической ненависти».
Подробнее описание дела и наша позиция изложены в справке.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
Если у вас есть информация о том, в каком СИЗО или исправительной колонии содержится Александр Арсеньев, сообщите, пожалуйста, в наш Telegram-бот или на почту: [email protected]
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.