Мы считаем политзаключённым Дениса Попова

Жителя Углича Ярославской области приговорили к 8 годам строгого режима за попытку поджога военкомата и комментарий в соцсети

Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Дениса Попова политзаключённым. Его преследуют по обвинениям в покушении на теракт за попытку поджога военкомата и в публичных призывах к экстремизму в Интернете за комментарий в соцсети. Уголовное дело Попова основано на полицейской провокации и нарушает право на справедливое судебное разбирательство. Мы требуем прекратить уголовное преследование Попова по вменяемым ему обвинениям.

В чём суть дела Дениса Попова?

Дениса Попова задержали ночью 15 июля 2022 года с пятью бутылками зажигательной смеси. По версии обвинения, он готовился поджечь военкомат. Попова обвинили в покушении на террористический акт (ч. 1 ст. 205 УК РФ).

В ходе следствия выяснилось, что ФСБ проводила в отношении Попова «оперативный эксперимент»: сотрудник службы под псевдонимом «Анрийко» встречался с Поповым, обсуждал с ним поджог военкомата и даже проводил вместе с ним тренировку на пустыре. Попов на суде заявил, что именно этот оперативник и спровоцировал его на совершение поджога.

Попова обвинили также в том, что в мае 2021 года он якобы оставил в VK комментарий, в котором следствие увидело призыв к насилию в отношении членов партии «Единая Россия». Против него возбудили дело по статье о призывах к экстремизму (ч. 2 ст. 280 УК РФ). Попов заявил, что он не писал этот комментарий.

28 февраля 2023 года военный суд приговорил Попова к 8 годам лишения свободы с отбыванием первых 3 лет в тюрьме, остального срока — в исправительной колонии строгого режима. В апелляции приговор оставлен без изменений.

Почему мы считаем Дениса Попова политзаключённым?

Изучив материалы дела, мы пришли к выводу, что без участия агента «Анрийко» Попов вряд ли стал бы планировать поджог военкомата. Проведение «оперативного эксперимента» с участием оперативника — типичный пример полицейской провокации, которая прямо запрещена законом.

Вместе с тем, попытку поджога нельзя считать покушением на теракт. В частности, целью поджога было не устрашение населения, а выражение протеста против войны в Украине. Из показаний «Анрийко» следует, что Попов планировал нанести на стену военкомата соответствующую надпись. Попов не стремился к тому, чтобы в результате поджога кто-либо пострадал. На наш взгляд, его действия должны быть квалифицированы по менее тяжкой статье.

Мы считаем, что комментарий, вменяемый Попову, не представляет реальной угрозы, а является формой политической критики. 

Власти использовали дело Дениса Попова в пропагандистских целях. Уже после приговора ФСБ заявляла, что он якобы выполнял задания украинских спецслужб, отослал «кураторам» видео с тренировкой поджога и призывал к преступлениям против участников войны против Украины. Однако никаких доказательств связей Попова с украинскими спецслужбами в деле нет, его в этом не обвиняли, а единственную запись тренировки поджога тайно сделал агент ФСБ. 

Подробнее описание дела и наша позиция изложены в справке.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Как помочь?

Написать письмо Денису Попову можно по адресу:

600020,  г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67, ФКУ Т-2 Владимирский централ УФСИН России по Владимирской области, Попову Денису Александровичу 2001 г. р.

Также можно воспользоваться сервисом ZT (оплата российскими картами).

На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.