Мы считаем политзаключённым Евгения Чафонова
Жителя Новороссийска приговорили к 2 годам и 6 месяцам колонии по делу о призывах к терроризму из-за видео, которое он снял в нетрезвом виде
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Евгения Чафонова политзаключённым. Его преследуют по статье о публичных призывах к терроризму из-за видеосообщения в его Telegram-канале. Уголовное дело Чафонова нарушает его право на справедливое судебное разбирательство. Мы требуем немедленно освободить Евгения Чафонова и прекратить его уголовное преследование.
В чём суть дела Евгения Чафонова?
Вечером 24 августа 2022 года Евгений Чафонов из Новороссийска опубликовал в своём Telegram-канале видеосообщение. На этом видео пьяный Чафонов нецензурно ругается, угрожает прохожим и призывает ВСУ нанести удар по городской набережной, где он находится.
На следующий день после размещения видео Чафонова задержала ФСБ. Его заставили записать видео с извинениями, а затем взяли под стражу по делу о публичных призывах к терроризму через Интернет (ч. 2 ст. 205.2 УК РФ).
13 апреля 2023 года Южный военный суд приговорил Чафонова к 2 годам 6 месяцам общего режима. Вскоре его внесли в список террористов.
Почему мы считаем Чафонова политзаключённым?
Несмотря на крайне отталкивающий характер публикации Чафонова, она не может быть основанием для уголовного преследования по статье о призывах к терроризму.
Форма и содержание нетрезвых высказываний Чафонова говорят о том, что он их сделал спонтанно и необдуманно. Очевидно, что призыв нанести удар по набережной в Новороссийске не представлял реальной опасности, потому что мнение Чафонова не учитывается при определении целей ВСУ. Если бы ВСУ всё же нанесли такой удар, его нужно бы было квалифицировать как военные действия, нарушающие требования международного гуманитарного права, а не теракт.
Высказывания Чафонова вызывают отторжение, но не должны быть основанием для уголовного преследования и лишения свободы. Возможно, их можно бы было квалифицировать как административное правонарушение, за которое полагается штраф или административный арест. При этом очевидно, что за подобные призывы к российским военным бомбить Украину Чафонов бы не понёс наказания.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.