Мы считаем политзаключённым Илькина Меликова

Его и ещё пятерых мусульман из Нижневартовска преследуют по статьям о терроризме, обороте оружия и наркотиков по сомнительным обвинениям в участии в ИГИЛ

Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Илькина Меликова политзаключённым. Его преследуют по уголовным статьям об участии в террористической организации, содействии и призывах к терроризму, приготовлении к теракту и хранении оружия и взрывчатки из-за якобы участия в «Нижневартовском джамаате» ИГИЛ. Дело против Меликова нарушает его право на справедливое судебное разбирательство и содержит признаки фальсификации доказательств. Мы требуем немедленно освободить Илькина Меликова и прекратить его уголовное преследование. 

В участии в «Нижневартовском джамаате» также обвиняются Эдуард Амиров, Альберт Ильясов, Ильмир Хамитов и Роберт Хабибуллин, а в руководстве им — Натик Джабиев. Их уже осудили по статьям об участии в террористическим сообществе и террористической организации, содействии и призывах к терроризму, приготовлении к теракту, хранении оружия и взрывчатки, трое из них также признаны виновными в сбыте наркотиков. Их уголовное преследование содержит признаки политической мотивации и нарушения закона. Мы требуем пересмотреть их дело справедливым судом. Мы также требуем расследовать сообщения о пытках и иных недозволенных методах ведения расследования и привлечь виновных к ответственности.

В чём суть дела «Нижневартовского джамаата»?

В апреле 2019 года в Нижневартовске задержали Натика Джабиева. Он собирался уехать в Великобританию и попросить там политубежище из-за повышенного внимания со стороны российских силовиков. При досмотре и обыске у него обнаружили взрывное устройство и наркотики. Джабиева обвинили в хранении этих запрещённых предметов. Он дал признательные показания.

18 и 19 сентября 2019 года задержали Альберта Ильясова, Эдуарда Амирова, Ильмира Хамитова, Роберта Хабибуллина и Илькина Меликова. Следствие утверждает, что у Амирова нашли гранату и боеприпасы, у Хамитова – учебную мину, пистолет, патроны и наркотики. Их всех обвинили в участии в террористической организации «Нижневартовский джамаат». Джабиева в декабре 2019 года обвинили в создании и руководстве ею. После этого он отказался от прежних показаний и заявил, что взрывчатку и наркотики ему подбросили при задержании.

Всех, кроме Хабибуллина и Меликова, отправили под стражу. В марте 2020 года арестовали Хабибуллина, при себе у него обнаружили наркотики. Меликову удалось выехать из страны и запросить в Грузии политубежище, однако в апреле 2022 года его похитили неизвестные люди в Тбилиси и вывезли в Россию. 

Все фигуранты посещали мечеть в Нижневартовске. Обвинение считает, что Натик Джабиев пропагандировал среди прихожан ИГИЛ и создал террористическое сообщество, которое в 2015 году стало организацией. Её участники финансировали участников ИГИЛ в Сирии и готовились совершить теракт в Нижневартовске. Троих фигурантов обвинили также в том, что они распространяли наркотики среди участников группы для «расслабления». Кроме того, всех «участников джамаата» обвинили в хранении в составе «организованной группы» оружия и взрывчатки, якобы найденных у Джабиева, Хамитова и Амирова.

27 декабря 2023 года военный суд приговорил Натика Джабиева к 19 годам колонии строгого режима, Ильмира Хамитова — к 14, Альберта Ильясова — к 13, Эдуарда Амирова — к 12. Первые 7 лет срока им предстоит отбывать в тюрьме. Также всем им назначили 250 тысяч рублей штрафа и один год ограничения свободы после освобождения. Роберта Хабибуллина признали невменяемым и направили на принудительное лечение. 

Мусульмане заявили в суде, что запрещённые предметы им подкинули, а признательные показания при задержании они дали из-за пыток и угроз.

Суд над Илькином Меликовым длится с февраля 2023 года. Ему грозит до 30 лет лишения свободы. Свою вину Меликов не признаёт. 

Почему мы считаем Меликова политзаключённым, а остальных обвиняемых незаконно преследуемыми по политическим мотивам?

Изучив материалы уголовного дела, мы пришли к выводу, что преследование мусульман из Нижневартовска имеет признаки незаконности. 

У следствия нет совокупности доказательств, которые бесспорно подтвердили бы их виновность. Нет видео- и аудиозаписей, биллингов, следов ДНК и отпечатков пальцев подсудимых на изъятых предметах. Большинство свидетелей засекречены, а их показания противоречивы. Многие из проанализированных нами доказательств имеют признаки фальсификации или получены с нарушениями. 

Суд не дал адекватной оценки заявлениям фигурантов о пытках и давлении.

Мы считаем, что в такой ситуации сделать однозначный вывод о виновности людей невозможно, поэтому их дело должно быть пересмотрено справедливым судом.

При этом мы пришли к выводу о невиновности Илькина Меликова. Его преследуют из-за религиозных убеждений, на основании недоказанной причастности к «Нижневартовскому джамаату», само существование которого крайне сомнительно.

Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.

Признание людей политзаключёнными и преследуемыми по политическим мотивам с существенным нарушением закона не означает ни согласия Проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.

Как помочь?

Написать письма можно по адресам: 

620019, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 4, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, Ильясову Альберту Ильясовичу 1988 г. р.,

623850, Свердловская область, г. Ирбит, ул. Кирова, д. 29 А, ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Свердловской области, Амирову Эдуарду Ханифовичу 1990 г. р., 

624860, Свердловская область, г. Камышлов, ул. Урицкого 16 б, ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Свердловской области, Джабиеву Натику Адиловичу 1992 г. р.,

620024, г. Екатеринбург, ул. Елизаветинское шоссе д. 19, ФКУ СИЗО-5 ГУФСИН России по Свердловской области, Меликову Илькину Шафи оглы 1995 г. р. и Хамитову Ильмиру Зуфаровичу 1987 г. р.

Также можно воспользоваться сервисом ZT (оплата российскими картами).

На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.