Мы считаем политзаключённым Илью Южакова
Жителя Туапсе приговорили к 3 годам принудительных работ за комментарии о российских ударах по украинским городам
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Илью Южакова политзаключённым. Его преследуют по уголовной статье о распространении заведомо ложных сведений об использовании российской армии из-за комментариев в VK. Уголовное преследование Южакова нарушает его права на свободу выражения мнения и на справедливое судебное разбирательство. Мы требуем освободить Илью Южакова и прекратить его уголовное преследование.

В чём суть дела Ильи Южакова?
Илью Южакова преследуют за то, что он разместил под публикацией в VK-сообществе «Туапсе» комментарии о «якобы причастности Вооружённых сил Российской Федерации ко множественным ракетно-артиллерийским ударам по мирному населению» в Украине. Южакова обвинили в публичном распространении заведомо ложной информации об использовании ВС РФ (ч. 1 ст. 207.3 УК РФ).
Суд постановил, что информация в комментариях Южакова является заведомо ложной, потому что её опровергает приложенная к делу справка главного оперативного управления генштаба ВС РФ с грифом «для служебного пользования». Южаков признал вину, его дело рассматривалось в особом порядке.
19 февраля 2025 года суд приговорил Илью Южакова к 3 годам принудительных работ в исправительном центре с удержанием 15% зарплаты в доход государства.
Уже после приговора, в марте 2025 года, силовики опубликовали видео его задержания: на кадрах Южакова выводят из дома, сажают в автомобиль, а затем заставляют раскаиваться на камеру.
Почему мы считаем Южакова политзаключённым?
Статья о распространении заведомо ложной информации о российской армии, по которой преследуют Илью Южакова, появилась в УК РФ сразу после начала полномасштабной войны России против Украины. Она фактически запрещает распространение любой информации о войне, отличающейся от официальной, что нарушает право граждан на свободу выражения мнения.
Эта статья противоречит как Конституции и международным обязательствам России, так и базовым принципам права, в частности, принципу правовой определённости: гражданин не может заранее знать, какую информацию могут посчитать ложной. Тем более невозможно установить заведомость или умысел на распространение ложных сведений. Мы считаем неправомерными любые обвинения по этой статье.
Информация о том, что российские войска бьют по мирному населению Украины ракетами и артиллерией, не является ложной: Россия это делает с самого начала войны, о чём есть многочисленные независимые свидетельства.
Критика войны и привлечение внимания общества к военным преступлениям, на наш взгляд, не могут расцениваться как преступления. Эти действия полезны для общества, поэтому комментарии Южакова не должны быть основанием для его уголовного преследования и тем более лишения свободы.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.