Мы считаем политзаключённым Никиту Журавеля

Его обвиняют в хулиганстве и оскорблении чувств верующих по делу о сожжении Корана

Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Никиту Журавеля политзаключённым. Его преследуют по статьям об оскорблении чувств верующих и о хулиганстве из-за анонимного видео с сожжением Корана. Преследование Журавеля нарушает его права на справедливое судебное разбирательство, защиту от пыток и бесчеловечного обращения.

Мы требуем прекратить уголовное преследование Никиты Журавеля и освободить его из-под стражи. Мы также требуем установления и наказания по закону лиц, организовавших и осуществивших провокационное сожжение Корана

В чём суть дела Никиты Журавеля?

19 мая 2023 года в Telegram-канале «Утро Дагестан» появилось видео с горящим Кораном и мечетью на заднем плане. Ролик вызвал возмущение мусульман. Некоторые представители мусульманского духовенства и чеченские чиновники призвали найти и покарать осквернителя священной книги.

По делу об оскорблении чувств верующих (ч. 2 ст. 148 УК РФ) 20 мая силовики задержали в Волгограде Никиту Журавеля, студента местного педуниверситета. В сети появилось видео, на котором лежащий в наручниках Журавель говорит, что сжёг Коран по заданию из Украины. За это ему обещали заплатить 10 тысяч рублей.

21 мая глава Следственного комитета Бастрыкин передал дело Журавеля в Чечню, заявив о том, что многие жители региона считают себя потерпевшими. У СИЗО Грозного Журавеля встречала толпа с плакатами «Требуем смертной казни».

В августе заключённого прямо в СИЗО избил 15-летний сын Рамзана Кадырова. Впоследствии глава Чечни разместил видео с избиением Журавеля в сети и написал, что гордится поступком сына.

В конце сентября 2023 года стало известно, что Журавелю также предъявили обвинение в хулиганстве по мотивам религиозной вражды (ч. 2 ст. 213 УК РФ).

С октября 2023 дело Журавеля рассматривает суд в Чечне.

Почему мы считаем Никиту Журавеля политзаключённым?

Публичное сожжение Корана безусловно имеет провокационный характер и заслуживает осуждения.

При этом, у нас есть все основания сомневаться, что Коран сжёг именно Журавель. На видео нет указаний авторства, но подозреваемого задержали уже на следующий день после публикации.

Утверждение, что Журавель сжёг Коран по указанию украинских спецслужб и одновременно осуществлял по их заданию наблюдение за военными объектами в России, кажется сомнительным. Вероятно, его «признание» получено под давлением силовиков и не соответствует действительности.

При этом, вне зависимости от того, кто именно сжёг Коран, его действия, с нашей точки зрения, должны быть квалифицированы как публичное осквернение религиозной литературы (п. 2 ст. 5.26 КоАП РФ), т.е. как административное правонарушение, а не преступление. Тем более неправомерна, на наш взгляд, дополнительная квалификация предполагаемых действий Журавеля как хулиганства.

Перевод Журавеля в СИЗО в Чечню противоречит Уголовно-процессуальному кодексу. Допуск в СИЗО к Журавелю посторонних лиц и его избиение, публично одобренное главой Чечни, являются вопиющими нарушениями и должны быть расследованы.

Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Как помочь?

Написать письмо: 364037, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Кунта-Хаджи Кишиева, 2, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по ЧР, Журавелю Никите Сергеевичу, 2004 г. р.

Также письмо можно отправить через «Ф-Письмо» или «Росузник».

На нашем сайте можно сделать пожертвование для помощи политзаключённым.

  • Журавель
    Никита Сергеевич
    Подробнее