Мы считаем политзаключёнными Дмитрия Данильчука, Алексея Максимова, Алексея Мусафирова и Николая Погребняка

Всех их приговорили к срокам до 18 лет колонии строгого режима из-за службы в «Азове»

Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Дмитрия Данильчука, Алексея Максимова, Алексея Мусафирова и Николая Погребняка политическими заключёнными. Их преследуют по статье об участии в террористическом сообществе за службу в составе официального воинского подразделения украинской армии. Мы требуем немедленного прекращения их уголовного преследования и соблюдения в их отношении норм международного права.

Кто такие Данильчук, Максимов, Мусафиров и Погребняк и в чём суть их дела?

Дмитрий Данильчук, Алексей Максимов, Алексей Мусафиров и Николай Погребняк попали в российский плен на «Азовстали» в Мариуполе в мае 2022 года. Все они служили в отдельном отряде специального назначения «Азов» Нацгвардии Украины: Данильчук был снайпером, а Погребняк, Максимов и Мусафиров занимались ремонтом военной техники.

Всех их обвинили в участии в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК РФ) и обучении террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ) только из-за того, что они обучались военному делу и служили в «Азове».

11 сентября 2024 года Николая Погребняка приговорили к 17 годам колонии строгого режима, 21 октября 2024 года Алексея Максимова — к 18 годам, 11 сентября 2024 года Алексея Мусафирова  — также к 18 годам. 20 августа 2024 года вынесли приговор Дмитрию Данильчуку, но информации о наказании у нас нет.

Почему мы считаем их политзаключёнными?

Российские власти преследуют украинских военнослужащих за то, что они исполняли свои обязанности в составе официального подразделения украинской армии. «Азов» — часть Национальной гвардии Украины и выполняет боевые задачи в соответствии с приказами военного командования страны. Обвинения против Данильчука, Максимова, Мусафирова и Погребняка основаны только на том, что они служили в конкретном воинском подразделении, что противоречит международному праву.

Все попавшие в плен военнослужащие ВСУ и Нацгвардии Украины имеют статус военнопленных, а значит не могут быть привлечены к ответственности за сам факт участия в военных действиях в ходе вооружённого конфликта. Уголовное преследование Данильчука, Максимова, Мусафирова и Погребняка грубо нарушает положения Женевской конвенции об обращении с военнопленными. 

По всей видимости, на военнопленных оказывали давление, чтобы вынудить их оговорить себя и друг на друга. По словам Максимова, за «признание» им обещали скорый обмен и возвращение на родину. Вместе с тем, военнопленные не признавались в совершении каких-либо реальных преступлениях, а только подтверждали то, что служили в «Азове».

Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены на нашем сайте.

Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.

Как помочь?

На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.