Мы считаем политзаключёнными Ивана Ганзия и Евгения Шогина
Украинцев преследуют по террористической статье, обвиняя в том, что они служили в батальоне «Айдар»
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Ивана Ганзия и Евгения Шогина политическими заключёнными. Их обвиняют по уголовной статье об участии в террористическом сообществе за прохождение военной службы в батальоне «Айдар». Уголовное преследование нарушает их право на справедливое судебное разбирательство, а также Женевские конвенции об обращении с военнопленными и гражданским населением во время войны. Мы требуем прекратить уголовное преследование Ганзия и Шогина и соблюдать в их отношении нормы международного права.

В чём суть обвинений Ивана Ганзия и Евгения Шогина?
13 ноября 2024 года стало известно, что «прокуратура ЛНР» передала в суд дела Ивана Ганзия и Евгения Шогина. Мы не знаем, когда, где и при каких обстоятельствах их задержали, но обоих обвинили в участии в террористическом сообществе (ч. 2 ст. 205.4 УК РФ). По версии следствия, в 2014 году они «добровольно вступили» в батальон «Айдар», где служили стрелками и участвовали в боевых действиях на востоке Украины.
Мы не знаем, действительно ли 78-летний Ганзий и 51-летний Шогин служили в «Айдаре», но прокремлёвские каналы в Telegram активно распространяли видео с признательными показаниями Ганзия.
6 февраля 2025 года Южный окружной военный суд вынес Ивану Ганзию обвинительный приговор, но к какому именно сроку его приговорили мы не знаем. Рассмотрение дела Шогина продолжается.
Почему мы считаем Ганзия и Шогина политзаключёнными?
Ивана Ганзия и Евгения Шогина преследуют не за конкретные насильственные преступления, а за причастность к батальону ВСУ «Айдар».
Решения о признании батальона «Айдар» террористической организацией приняты в самопровозглашённых ДНР и ЛНР в 2016 году. Эти решения юридически ничтожны из-за того, что сами эти образования — ДНР и ЛНР — созданы незаконно. В России решение о признании батальона «Айдар» террористическим сообществом принято в сентябре 2023 года. Тем не менее, все эти решения касаются батальона «Айдар», а не 24-го отдельного штурмового батальона ВСУ.
Это грубо нарушает положения Женевских конвенций, которые запрещают преследовать комбатантов за участие в вооружённом конфликте и применять коллективные наказания. Мы считаем, что решения о признании отдельных подразделений ВСУ террористическими сообществами являются попытками подвести основания под такие коллективные наказания.
Мы не знаем, действительно ли Шогин и Ганзий состояли на военной службе, когда их задержали. Если это так, то их преследование грубо нарушает положения Женевских конвенций, которые запрещают преследовать комбатантов за участие в вооружённом конфликте и применять коллективные наказания. Если же они не были комбатантами, то их преследование нарушает Женевскую конвенцию о защите гражданского населения во время войны, поскольку положения конвенции прямо запрещают уголовное преследование жителей оккупированных территорий по законам страны-оккупанта
78-летний Иван Ганзий — самый старший по возрасту из известных нам украинских военных, которые стали жертвами уголовного преследования в России. Тюремное заключение может стать для него смертным приговором.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Как помочь?
Если у вас есть информация о том, где содержатся Евгений Шогин и Иван Ганзий, сообщите, пожалуйста, в наш бот.
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.