Мы считаем политзаключёнными Марка Лищинского и Владимира Тхора
Украинцев приговорили к 18 и 5,5 годам заключения за службу в «Азове»
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает Марка Лищинского и Владимира Тхора политическими заключёнными. Их преследуют по уголовной статье об участии в террористическом сообществе за службу в «Азове». Лищинского также преследуют по статье об обучении террористической деятельности. Преследование нарушает их право на справедливое судебное разбирательство, а также права и свободы, гарантированные Женевской конвенцией об обращении с военнопленными. Мы требуем немедленного освободить Лищинского и Тхора, прекратить их уголовное преследование и соблюдать в их отношении нормы международного права.

В чём суть дел Марка Лищинского и Владимира Тхора?
Марк Лищинский и Владимир Тхор служили в Национальной гвардии Украины. В мае 2022 года на территории завода «Азовсталь» в Мариуполе российские войска взяли их в плен. По версии обвинения, украинцы служили в отряде специального назначения «Азов».
Из-за этого их обвинили в участии в террористическом сообществе (ч.2 ст. 205.4 УК РФ). Лищинского также обвинили по статье об обучении террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ). Оба украинца признали вину.
12 ноября 2024 года военный суд в Ростове-на-Дону приговорил Лищинского к 18 годам колонии строгого режима. 21 ноября того же года Тхора приговорили к 5,5 годам колонии общего режима.
Почему мы считаем Лищинского и Тхора политзаключёнными?
Лищинского и Тхора преследуют не за конкретные насильственные преступления, а за службу в «Азове». Обвинение в участии в террористическом сообществе не имеет юридических оснований, поскольку «Азов» является официальным подразделением Национальной гвардии Украины.
Лищинский проходил военную подготовку для выполнения боевых задач, а не для осуществления террористической деятельности. Обучение военному делу не может быть основанием для уголовного преследования.
Все попавшие в плен военнослужащие ВСУ и Нацгвардии Украины имеют статус военнопленных, а значит, не могут быть привлечены к ответственности за сам факт участия в военных действиях в ходе вооружённого конфликта. Уголовное преследование Лищинского и Тхора грубо нарушает положения Женевской конвенции об обращении с военнопленными.
По всей видимости, Лищинского и Тхора заставили оговорить себя с помощью давления и угроз. Кроме того, у них не было доступа к адвокату.
Условия содержания Лищинского и Тхора также вызывают серьёзные опасения правозащитников. Согласно международному праву, совокупность нарушений, допущенных Россией в отношении украинских военнопленных, может считаться военным преступлением.
Подробнее описание дела и позиция правозащитного проекта изложены в нашей справке.
Признание людей политзаключёнными не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Как помочь?
Письма можно отправить по адресам:
660079, Красноярск, ул. Парашютная, д. 3, ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Лищинскому Марку Андреевичу 1998 г. р.
344022, Ростов-на-Дону, ул. Максима Горького, д. 219, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области, Тхору Владимиру Валентиновичу 1986 г. р.
Также можно воспользоваться сервисом ZT (оплата российскими картами).
На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым в России.