Мы считаем политзаключёнными троих жителей Крыма, обвиняемых в причастности к «Хизб ут-Тахрир»
По версии следствия, ячейку террористов из трёх человек возглавлял незрячий инвалид первой группы
Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», руководствуясь международными критериями, считает крымских мусульман Александра Сизикова, Алима Суфьянова и Сейрана Хайрединова политическими заключёнными. Их преследуют по обвинениям в причастности к «Хизб ут-Тахрир» в связи с ненасильственным осуществлением ими прав на свободу вероисповедания и ассоциаций.
В чём суть дела крымских мусульман?
7 июля 2020 года после серии обысков у крымскотатарских активистов в разных районах Крыма сотрудники ФСБ задержали семерых мусульман по подозрению в причастности к запрещённой «Хизб ут-Тахрир». Среди них были Александр Сизиков, Алим Суфьянов и Сейран Хайрединов.
В тот же день Киевский районный суд Симферополя отправил Сизикова, незрячего инвалида I группы, под домашний арест. 9 июля суд арестовал Суфьянова и Хайрединова.
По версии следствия, на территории Бахчисарайского района Крыма действовала ячейка запрещённой в России партии «Хизб ут-Тахрир». Незрячий Сизиков якобы был организатором этой ячейки, а Суфьянов и Хайрединов – её членами. Всем им предъявили обвинения по статьям об организации деятельности террористической организации, участии в такой организации (ч. 1 и ч. 2 ст. 205.5 УК РФ) и приготовлении к вооружённому захвату власти (ч. 1 ст. 30, ст. 278 УК РФ).
Почему мы считаем их политзаключёнными?
Согласно предоставленным в суды материалам следствия, Сизиков, Суфьянов и Хайрединов якобы были участниками запрещённой в России партии «Хизб ут-Тахрир». В уголовных делах отсутствуют какие-либо доказательства того, что крымчане реально осуществляли подготовку терактов, озвучивали террористические угрозы или готовили государственный переворот. Более того, следствие даже не пытается доказать что-то подобное.
Ранее ПЦ «Мемориал», а теперь Правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считают незаконным и необоснованным объявление «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией. Хотя в решении Верховного суда России от 2003 года не содержится никаких доказательств террористической деятельности «Хизб ут-Тахрир», по обвинениям в причастности к этой организации за последние годы привлечены к уголовной ответственности сотни мусульман. С каждым годом суды назначают верующим всё более суровые наказания.
Стоит отметить, что показания о том, что Сизиков, Суфьянов и Хайрединов являются членами «Хизб ут-Тахрир», получены в основном от засекреченных свидетелей, выступающих под псевдонимами. Использование показаний секретных свидетелей в качестве ключевых доказательств следствия устоялось как характерная практика ФСБ по таким делам. Мы считаем такую практику пагубной, поскольку она радикально упрощает фабрикацию доказательств и ограничивает право обвиняемых на защиту.
В аннексированном Крыму преследование членов «Хизб ут-Тахрир» является инструментом подавления общественной солидарности и гражданской активности жителей Крыма, в особенности крымских татар (за редкими исключениями фигуранты дел об участии в «Хизб ут-Тахрир» относятся к этой этнической группе). В 2014 году они негативно восприняли аннексию полуострова и с тех пор подвергаются гонениям. В Украине деятельность «Хизб ут-Тахрир» легальна до сих пор.
Важно подчеркнуть, что как само уголовное преследование, так и заключение крымчан под стражу за пределами Крыма грубо попирают нормы международного гуманитарного права.
Подробнее описание дела и позиция проекта изложены в нашей справке.
Признание человека политзаключённым или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Как помочь?
Отправить электронные письма политзаключённым Крыма можно через сайт «Крымской солидарности».
Также пожертвования для политзаключённых можно направлять на счёт ЮMoney Союза солидарности с политзаключёнными.