Досье

Второе Челябинское дело о членстве в запрещённой «Хизб ут-Тахрир»

Бывшие политзаключённые Марат Базарбаев и Вадим Насыров обвиняются по ст. 1.1 ст. 205.1 («Содействие террористической деятельности», до пожизненного лишения свободы) и ч. 2 ст. 205.5 («Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической», до 20 лет лишения свободы) УК РФ в участии в запрещённой «Хизбут-Тахрир аль-Ислами». Лишены свободы с 6 июля 2021 года.

Полное описание

Базарбаев Марат Тукмурзаевич родился 9 апреля 1976 года, жил в городе Еманжелинске Челябинской области, мусульманин, имеет высшее образование, женат, отец двух несовершеннолетних детей. В 2013 году был приговорён по ч. 1 ст. 205.1 («Содействие террористической деятельности»), ч. 1 ст. 30, ст. 278 («Приготовление к действиям, направленным на насильственный захват власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя»), ч. 2 ст. 282.2 («Участие в деятельности экстремистской организации») УК РФ к 6 годам строгого режима с 1 годом ограничения свободы и штрафом в размере 150 тысяч рублей. Обвиняется по ст. 1.1 ст. 205.1 («Содействие террористической деятельности», до пожизненного лишения свободы) и ч. 2 ст. 205.5 («Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической», до 20 лет лишения свободы) УК РФ в участии в запрещённой «Хизбут-Тахрир аль-Ислами». Лишён свободы с 6 июля 2021 года.

Насыров Вадим Гайфуллаевич родился 17 февраля 1981 года, жил в городе Челябинске, мусульманин. В 2013 году был  приговорён по ч. 1 ст. 205.1 («Содействие террористической деятельности»), ч. 1 ст. 30, ст. 278 («Приготовление к действиям, направленным на насильственный захват власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя»), ч. 2 ст. 282.2 («Участие в деятельности экстремистской организации») УК РФ к 6 годам строгого режима с 1 годом ограничения свободы и штрафом в размере 150 тысяч рублей. Обвиняется по ст. 1.1 ст. 205.1 («Содействие террористической деятельности», до пожизненного лишения свободы) и ч. 2 ст. 205.5 («Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации признана террористической», до 20 лет лишения свободы) УК РФ в участии в запрещённой «Хизбут-Тахрир аль-Ислами». Лишён свободы с 6 июля 2021 года.

Описание дела

6 июля 2021 года бывшие политзаключённые Вадим Насыров и Марат Базарбаев были задержаны сотрудниками правоохранительных органов. Как сообщил родственник Базарбаева Аман Шангараев, при обыске по делу о предполагаемом членстве в запрещённой в России «Хизбут-Тахрир аль-Ислами» (далее – «ХТ») в июле 2021 года силовики издевались над членами семьи задержанного Марата Базарбаева, среди которых были и дети. Перед началом обыска около 20 силовиков уложили в пол несовершеннолетних детей и взрослых и удерживали их таким образом около четырёх часов. По сообщению родственника, детей и его также били и пинали. Никого не пускали в туалет, а на любые просьбы отвечали в очень грубой форме. После задержания Насыров и Базарбаев были взяты под стражу.

Базарбаев и Насыров обвиняются в том, что по освобождении из мест лишения свободы,  в период с 28 июля 2017 года до 6 июля 2021 года «направляли свою деятельность на приискание и последовательное склонение новых лиц к участию в деятельности МТО “Хизб-ут-Тахрир”, на распространение в обществе идей подстрекательства мусульман к организованной деятельности, основанной на доктрине непременного поэтапного построения Халифата, на формирование у верующих тенденциозного мышления при оценке событий, происходящих в Российской Федерации и межгосударственных отношений, а также устойчивой идеологической зависимости и экстремистских убеждений, используя идеологические материалы организации, содержащиеся в книгах “Система Ислама”, “Основы исламской нафсии” и других. При этом Насыров В.Г., приняв роль руководителя ячейки, действовавшей на территории Челябинской области, вырабатывал, определял и корректировал планы, цели и задачи возглавляемого им структурного подразделения организации по созданию Халифата и дальнейшему включению в него Российской Федерации. Он указывал участникам организации и вовлекаемым в организацию лицам на необходимость призыва к Исламу (“дагвата”) в РФ как к главной цели для объединения всех мусульман, а также контролировал ход привлечения новых членов организации, организовывал и проводил конспиративные собрания членов ячейки по изучению идеологии и материалов МТО Хизб-ут-Тахрир”, распределял среди них роли, определял меры конспирации и контролировал их соблюдение членами ячейки».

Базарбаев, по версии следствия, «в соответствии с отведенной ему Насыровым В.Г. ролью вел деятельность на приискание новых членов ячейки, склонение их и вовлечение в описанную выше деятельность, а также на распространение в обществе идей подстрекательства мусульман к организованной деятельности, основанной на доктрине непременного поэтапного построения Халифата. На тайных групповых, а также индивидуальных религиозно-политических занятиях (“Халакатах”), проводимых под руководством, приобретали специальные познания, изучая идеологические источники МТО “Хизб-ут-Тахрир».

Именно создание названной ячейки и активное участие в ее работе следствие полагает основанием для привлечения обвиняемых к ответственности по ч. 2 ст. 205.5 УК РФ. Парадоксальным образом те же действия вменяются обоим обвиняемым и по второму составу – ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ, предусматривающему наказание за «содействие террористической деятельности».

Одновременно по обоим составам вина Базарбаева и Насырова, по версии следствия, заключается в том, что Насыров, являясь организатором, привлёк к незаконной деятельности Базарбаева, после чего они вели с другими мусульманами беседы о своём видении ислама, предлагали изучать соответствующую литературу и, возможно, участвовать в коллективных беседах впоследствии. Кроме того, для конфиденциальности общения Базарбаев имел отдельные мобильные телефоны, обнаруженные при обыске, а также хранил исламскую литературу, признанную в Российской Федерации экстремистской. Согласно тексту обвинительного заключения, в рамках оперативно-разыскных мероприятий, осуществлявшихся для сбора информации о якобы противоправных действиях Базарбаева и Насырова в «ячейку» был внедрен под видом единомышленника Янбаев Д.М., ранее разделявший идеологию «Хизб-ут-Тахрир», а в данном случае выступивший как агент, собиравший информацию о Базарбаеве и Насырове и проводимых ими встречах и беседах, что легло впоследствии в основу обвинения. Также, по мнению следствия, вина Базарбаева подтверждается фактами изъятия у него мобильных телефонов, использовавшихся для конспиративных целей, исламской литературы на бумажных и электронном носителях, заключением эксперта от 31 мая 2021 года по поводу бесед, проводившихся обвиняемыми с другими мусульманами, согласно которому «анализ особенностей коммуникативной деятельности участников диалогов, зафиксированных в представленных на экспертизу материалов, позволяет утверждать, что данная деятельность имеет своей целью реализацию речевых намерений, побуждающих к участию в деятельности международной террористической организации “Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами. Участники бесед делятся на обучающих и обучаемых, обучающие вовлекают обучаемых в деятельность организации с помощью разнообразных психологических приемов». По необъяснимым причинам, к доказательствам, подтверждающим вину, следствием отнесены и собственные «показания Назарбаева от 6 июля 2021 года, в которых он отказался от дачи показаний, воспользовавшись положением ст. 51 Конституции РФ, показания обвиняемого Назарбаева от 6 июля 2021 года, “который показал, что отношение к вине по предъявленному ему следователем обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 205 УК РФ он выражать не желает, показания по существу предъявленного ему обвинения давать не желает, желает воспользоваться положением ст. 51 Конституции РФ, показаниям обвиняемого Назарбаева М.Т. от 8 апреля 2022 года, который показал, что вину в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 205.5, ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ не признает».

Вину в инкриминируемых деяниях Насыров и Базарбаев не признают.

14 июля 2022 года уголовное дело поступило в суд для рассмотрения по существу, срок содержания под стражей обоим обвиняемым был продлён до 13 января 2023 года. 9 января 2023 года Центральный окружной военный суд г. Екатеринбурга продлил Насырову и Базарбаеву срок содержания под стражей до 13 апреля 2023 года.

Основания признания политзаключёнными

Деятельность, инкриминируемая обвиняемым, сводится к участию в ненасильственной и не призывающей к насилию организационной и пропагандистской деятельности, чтению и хранению религиозно-политической литературы.

Основу обвинения по делу составляют факты, доказывающие причастность обвиняемого к организации деятельности «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».

В уголовном деле «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» называется террористической организацией — в таком качестве она запрещена Верховным Судом РФ 14 февраля 2003 года.

Однако ни в решении Верховного Суда о запрете ХТ, ни в материалах уголовных дел, расследовавшихся в России и странах СНГ, нет конкретных фактов, свидетельствующих о террористической или какой-либо насильственной деятельности организации. Также нет данных о причастности партии к деятельности джихадистских групп в Европе или на Ближнем Востоке, более того, организация подвергается критике со стороны радикалов за «уклонение от джихада». По нашей информации, единственной страной помимо России, в которой ХТ запрещена как террористическая организация, является Узбекистан, но и там соответствующее решение суда датировано 2016 годом, то есть появилось после решения Верховного Суда России от 14 февраля 2003 года.

В указанном решении ВС РФ № ГКПИ 03-116 деятельности ХТ посвящены три предложения, в первом из которых декларируется её цель — создание всемирного исламского халифата, во втором отмечается ведение массированной исламистской пропаганды, в третьем упоминается запрет её деятельности в Узбекистане и некоторых арабских странах. Данные формулировки сами по себе не могут служить основанием для признания организации террористической, поэтому мы полагаем, что решение Верховного Суда о признании ХТ террористической организацией неправомерно, а следовательно, неправомерно и вменение обвинений в терроризме только на основании членства в ХТ.

Несмотря на то, что программные положения ХТ и тексты, размещённые на интернет-сайтах этой организации, во многом несовместимы с идеями демократии и прав человека в понимании Всеобщей Декларации прав человека и развивающих её международных актов, а в предлагаемое ХТ устройство будущего Халифата заложена дискриминация по признакам религии и пола, в демократических государствах Северной Америки и Западной Европы, за исключением Германии, её деятельность легальна и уголовных дел в связи с членством в ней нет. Запрет на деятельность организации в Германии связан с антисемитскими публикациями и высказываниями.

Мы полагаем, что Марат Базарбаев и Вадим Насыров лишены свободы с нарушениями международного и российского права.

В данном деле, как и в других известных нам делах о причастности к ХТ, обвиняемым не вменялась подготовка теракта или озвучивание террористических угроз. Согласно материалам дела, обвиняемые не имели оружия, взрывчатки и боеприпасов.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности», указано, что ответственность по ч. 1 ст. 205.5 УК РФ наступает за организацию деятельности террористической организации, состоящую в действиях организационного характера. Таким образом, по мнению суда, одного лишь признания организации террористической достаточно для криминализации таких вполне законных действий её сторонников, как распространение религиозных идей, привлечение последователей и обсуждение политических событий.

Мы, как уже было сказано выше, не согласны с такой позицией. Беседы Базарбаева и Насырова с другими мусульманами, указанные в обвинении, проводились с вполне легитимной целью распространения идей и обсуждения проблем среди единоверцев, они не были направлены на организацию террористической деятельности. Никаких доказательств обратного в обвинительном  заключении нет. Наличие у Базарбаева отдельных мобильных телефонов для приватных и даже конспиративных бесед не может служить доказательством его террористических намерений, а лишь демонстрирует его желание обезопасить себя от угроз со стороны враждебно настроенных органов следствия, однажды уже сфальсифицировавших уголовные дела против Базарбаева и Насырова. Мнение эксперта о характере бесед названных лиц с другими мусульманами как о призванном вовлечь в деятельность именно террористической организации не основано на доказанных фактах.

Напомним, что ст. 28 Конституции РФ гарантирует каждому «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Также, помимо организации деятельности ХТ (ч. 1 ст. 205.5 УК РФ) Насырову и Базарбаеву вменена друга уголовная статья – вовлечение других лиц в деятельность организации (ч. 1.1 ст. 205.1 УК РФ). Обвинение по второй статье не только не доказано, – как обозначено выше, мы не согласны с признанием ХТ террористической организацией, но и избыточно. Организация деятельности подразумевает в том числе привлечение новых членов, что указано в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

Более 20 лет «Мемориал» наблюдал за различными формами давления на мусульман в России, фабрикациями уголовных дел по несуществующим преступлениям экстремистской и/или террористической направленности. Государственная пропаганда использует и усугубляет бытовую исламофобию, сращивает ислам и терроризм в сознании обывателя. Гражданский контроль за такого рода преследованиями минимален, спецслужбы получают возможность многократно завышать показатели раскрываемости (собственную полезность), манипулируют представлениями о террористической угрозе, подменяют реальную антитеррористическую борьбу имитационной. «Раскрытие» серийных дел, связанных с ХТ, сейчас предельно упрощено, для достижения «высоких результатов» (сотни осуждённых) требуются минимальные усилия. В то же время, в последние годы именно антитеррористическими соображениями объясняется принятие законов, ограничивающих конституционные права граждан. Таким образом, антитеррористические имитации работают на упрочение субъектами власти властных полномочий.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу тематической Программы ликвидированного ПЦ «Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что преследование Марата Базарбаева и Вадима Насырова политически мотивировано, связано с религиозными убеждениями обвиняемых, происходит в рамках постоянной кампании против мусульман, отклонившихся от линии лояльного российским властям Духовного управления мусульман России, осуществляется субъектами власти с целью упрочения властных полномочий. Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», признаёт Марата Базарбаева и Вадима Насырова политическими заключённым и требует их немедленного освобождения  из-под стражи.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Независимого правозащитного проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Адвокаты: Базарбаева М.Т. – Садыков И.А., Насырова В.Г. – Рубан Г.Н.

Как помочь

Написать письмо можно по адресу:

456205, Челябинск, ул. Артиллерийская, д. 66 а, ФКУ СИЗО-3 ГУФСИН России по Челябинской области, Базарбаеву Марату Тукмурзаевичу 1976 г. р., Насырову Вадиму Гайфуллаевичу 1981 г. р. Электронное письмо можно также отправить через систему «ФСИН-Письмо».

На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым.

Дата обновления справки: 07.03.2023 г.

Новости по теме

05 Мар, 2024 | 14:05

Двух мусульман из Челябинска приговорили к длительным срокам лишения свободы

02 Мар, 2024 | 17:28

4 марта Вадиму Насырову и Марату Базарбаеву вынесут приговор по делу «Хизб ут-Тахрир»

07 Мар, 2023 | 13:34

Мы считаем политзаключёнными Марата Базарбаева и Вадима Насырова

09 Июл, 2021 | 17:23

В Челябинске при обыске по делу «Хизб ут-Тахрир» силовики издевались над родственниками задержанного

17 Янв, 2014 | 13:13

ПЦ «Мемориал» считает политзаключенными осужденных в ноябре 2013 года в Челябинске по делу о «Хизб ут-Тахрир»

22 Ноя, 2013 | 10:31

В Челябинске вынесен приговор по сфабрикованному делу о подготовке насильственного захвата власти

  • Преследуемый по политическим мотивам по делу Артподготовки Вячеслав Добрынин. Поддержка политзаключённых. Мемориал
    Базарбаев Марат Тукмурзаевич
    Подробнее
  • Преследуемый по политическим мотивам по делу Артподготовки Вячеслав Добрынин. Поддержка политзаключённых. Мемориал
    Насыров Вадим Гайфуллаевич
    Подробнее