Ахметшин Руслан Шамильевич

Ахметшин Руслан Шамильевич родился 12 августа 1974 года. Житель Архангельска. Фотограф, бывший оператор штаба Навального в Архангельске.

26 октября 2022 года осуждён к 2 годам 6 месяцам колонии-поселения по п. «в» ч. 2 ст. 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма. Отрицание фактов, установленных приговором Международного военного трибунала, а равно распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны…, совершённое с использованием сети "Интернет"») и ч. 4 ст. 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма. Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные публично с использованием сети "Интернет"»).

Был лишён свободы с 10 мая 2022 года, освободился 15 декабря 2023 года.

Полное описание

В декабре 2021 года Следственное управление Следственного комитета по Архангельской области и НАО возбудило уголовное дело о «реабилитации нацизма» против Руслана Ахметшина по п. «в» ч. 2 и ч. 4 ст. 354.1 УК РФ из-за комментариев в соцсетях, посвящённых Дню Победы.

По версии следствия, 11 мая 2021 года Руслан Ахметшин разместил под одним из постов, опубликованных на его странице в социальной сети «ВКонтакте», комментарий, содержащий заведомо ложные сведения о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. Кроме того, на своей странице в той же социальной сети, а также на «стене» сообщества «Северодвинск Life» оставил комментарии и разместил публикации, в которых унизил и оскорбил участников акции «Бессмертный полк» и выразил неуважение к обществу, «распространив сведения о днях воинской славы и памятных датах России».

Поводом для возбуждения дела стали в том числе такие комментарии Руслана под размещённым им репостом текста Виктора Шендеровича о Дне Победы:

«это у Вас — со слезами. А в зомбоящике и провластных сетевых ресурсах — пошлый карнавал. Даже мусорный Орлов с бешеной «бабой Леной» отметились. Узнаёте? Эта вакханалия по всей стране.»

«…Сейчас в госдуре новый законопроект. «Запрещается в публичном выступлении, в публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, отождествление целей, решений и действий руководства СССР, командования, военнослужащих СССР с целями, решениями и действиями руководства нацистской Германии …» Срок до 5 лет.»

«да они два года были союзниками. И развязали Вторую мировую вместе. И Польшу оккупировал Сталин с Гитлером напару. Гитлеровских танкистов готовили в Казани. И ещё много чего неудобного, о чём твари хотят нам запретить разговаривать.»

5 марта 2022 года Ахметшин был задержан, в его квартире и в офисе были проведены обыски, изъята компьютерная техника. 7 марта Октябрьский районный суд г. Архангельска избрал меру пресечения в виде запрета определенных действий: запрет на использование интернета, телефонной связи и почтовых отправлений.

23 марта 2022 года у Ахметшина прошёл второй обыск — по делу об «экстремистских организациях» Алексея Навального. В рамках этого уголовного дела он проходит как свидетель.

9 мая 2022 года Руслан Ахметшин был задержан в московском аэропорту Домодедово при прохождении пограничного контроля. Ахметшин хотел вылететь в Армению, по его словам, для прохождения курса лечения в санатории «Арзни». Защитник Руслана Ахметшина Владимир Василенко утверждает, что в постановлении суда о запрете определённых действий запрета на передвижение не было, и Ахметшин имел право выезжать в другую страну на основании имеющегося у него направления на лечение. Однако 9 мая Ахметшину сообщили, что он объявлен в федеральный розыск, 10 мая его доставили авиарейсом обратно в Архангельск. В тот же день в Октябрьском районном суде состоялось заседание, на котором по ходатайству следствия была избрана новая мера пресечения в виде заключения под стражу до 18 июня 2022 года. 7 июня 2022 года дело Руслана Ахметшина передано в Архангельский областной суд для рассмотрения по существу, а на 15 июня назначено судебное заседание для решения вопроса о продлении меры пресечения. Судья Тихомиров Дмитрий Павлович.

Руслан Ахметшин не отрицает размещение комментариев, но вины не признаёт.

Основания признания политзаключённым

Мы полагаем, что формулировки ст. 354.1 УК РФ («Реабилитация нацизма») не соответствуют принципу правовой определённости. Такие применённые в законе формулировки как: «отрицание фактов, установленных приговором Международного трибунала», «одобрение преступлений», «заведомо ложные сведения, о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны», «оскорбление памяти защитников Отечества», «распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества» не позволяют однозначно заранее определить, какие именно действия и высказывания являются правомерными, а какие запрещёнными.

При этом Конституционный Суд РФ указывает: «общеправовой критерий определённости, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено только при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями». Также Конституционный Суд, разделяя позиции ЕСПЧ, цитировал: «закон во всяком случае должен отвечать установленному Конвенцией стандарту, требующему, чтобы законодательные нормы были сформулированы с достаточной чёткостью и позволяли лицу предвидеть, прибегая в случае необходимости к юридической помощи, с какими последствиями могут быть связаны те или иные его действия» (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 № 8-П).

Вывод о несоответствии ст. 354.1 УК РФ указанному принципу правовой определённости подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, которая включает привлечение к ответственности, например, за репост текста, содержащего утверждение о развязывании Второй мировой войны совместно нацистской Германией и СССР, а также за вывод о «сотрудничестве коммунизма и нацизма» или за публикацию в социальных сетях фотоколлажа, изображающего волгоградский монумент Родины-матери с лицом, испачканным зелёнкой.

ИАЦ «Сова», указывал после принятия закона, включившего ст. 354.1 УК РФ в Уголовный кодекс, что он «фактически направлен на запрет исторической дискуссии, принятие его означает существенное ограничение свободы слова». Мы присоединяемся к этой оценке.

Статья, по которой обвиняется Руслан Ахметшин, была добавлена в УК в мае 2014 года, когда разворачивалась пропагандистская кампания, направленная на декларацию засилья мифических нацистов-бандеровцев в Украине, а также на присвоение России исключительного права на победу во Второй мировой войне. Поправки в статью, ужесточающие наказание и расширяющие состав действий, за которые оно предусмотрено, были внесены в кодекс в 2021 году на фоне новой волны антиукраинской и антизападной пропаганды и подготовки общества к войне, когда потребовалось дальнейшее сокращение поля возможной общественной дискуссии.

Ч. 1 и 2 ст. 354.1 УК РФ предусматривают среди прочего наказание за «распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны», подобная формулировка статьи предполагает наличие единого утверждённого реестра исторических фактов, являющихся однозначно верными, что совершенно невозможно по отношению к исторической науке, если рассматривать её как науку, а не как часть навязываемой государством идеологии. При этом любые трактовки исторических процессов и даже научные исследования могут быть криминализованы. Сомнения вызывает и критерий заведомости, применительно к оценке научных теорий и трактовки фактов. В процессе научного познания могут возникать как ошибки и заблуждения, так и преднамеренные искажения, однако последнее касается только фактов, но никак не их трактовок и оценок, которые не могут быть заведомо ложными в силу своей необъективной природы.

Ч. 3 и 4 ст. 354.1 УК РФ криминализуют выражение мнения о неоднозначных символах и знаках, а также о ветеранах, искусственно выделенных из числа всех физических лиц. Неоднозначность такой части статьи, как «распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России» фактически ставит под запрет любую общественную дискуссию и критику действий исполнительных властей в области организации празднований дат, «связанных с защитой Отечества».

Также устанавливаемая статьёй ответственность явно не соответствует общественной опасности деяний, за которые она предусмотрена. Уголовная, т. е. предполагающая наказание за наиболее общественно опасные деяния, ответственность установлена за высказывания, не призывающие к насильственным действиям. В то же время, призывы к насильственным действиям, высказываемые в связи с обсуждением событий прошлого, и так подлежат ответственности по другим статьям Уголовного кодекса, что делает данную статью ещё и очевидно избыточной с точки зрения функциональности. Комментарии Руслана Ахметшина не имеют реальной общественной опасности и явно малозначительны, т. е., в соответствии со ст. 14 УК РФ, не могут быть квалифицированы как преступления.

Инкриминируемые Руслану Ахметшину высказывания можно и нужно относить к трактовкам исторических фактов, а также к высказыванию им его собственного мнения как об этих фактах, так и о действиях субъектов властных полномочий.

Преследование за высказанное мнение противоречит Конституции РФ, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международному Пакту о гражданских и политических правах. Так, в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах («Свобода мнений и их выражения») Комитета ООН по правам человека указано: «Пункт 1 статьи 19 требует защищать право беспрепятственно придерживаться своих мнений. В отношении этого права Пакт не допускает каких-либо исключений или ограничений… Защищены мнения по любым вопросам, в том числе по политическим, научным, историческим, моральным или религиозным вопросам. Криминализация существования у лица своего собственного мнения не совместима с пунктом 1. Преследование, запугивание или стигматизация лица, в том числе арест, содержание под стражей, судебное разбирательство или лишение свободы за мнения, которых оно может придерживаться, является нарушением пункта 1 статьи 19».

Таким образом, мы полагаем, что в существующем виде ст. 354.1 УК РФ не отвечает принципу правовой определённости, не соответствует Конституции России и Международному пакту о гражданских и политических правах, избыточна и создана с конъюнктурно-пропагандистскими и репрессивными целями российских властей.

Руслан Ахметшин является известным в Архангельске общественным активистом, часто фотографировал пикеты, суды над активистами и мероприятия оппозиции. А также активно критиковал как местную, так и федеральную власть в социальных сетях. За критические высказывания ранее его уже привлекали к административной ответственности — в июне 2021 года он был подвергнут аресту на 10 суток за комментарии, сделанные ещё в 2020 году, в которых он раскритиковал сограждан, не пришедших на выборы губернатора. В словах Руслана правоохранители усмотрели возбуждение ненависти и вражды. В январе 2021 года Ахметшину назначали 80 часов обязательных работ за запись видеопривета Алексею Навальному. В апреле 2022 года стало известно, что Руслан Ахметшин является соответчиком по иску полиции Архангельска в отношении местных активистов. Полиция требует взыскать 766 183,88 рублей с 10 архангельских активистов за акции 23 января и 31 января 2021 года. Кроме этого, как ранее было отмечено, Ахметшин проходит свидетелем по делу об экстремистском сообществе Алексея Навального, по которому 23 марта у него прошёл обыск.

Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», продолжающий работу Программы поддержки политзаключённых ПЦ «Мемориал», согласно международному руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что уголовное дело против Руслана Ахметшина является политически мотивированным. Лишение его свободы осуществляется по политическим мотивам исключительно из-за его убеждений, в связи с ненасильственным осуществлением свободы мысли, свободы выражения мнений и информации, иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, Международным Пактом о гражданских и политических правах и Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Оно направленно на недобровольное прекращение или изменение характера публичной деятельности Руслана Ахметшина и на упрочение либо удержание власти субъектами властных полномочий. Лишение свободы явно неадекватно правонарушениям, которые ему вменены. Мы требуем немедленного освобождения Руслана Ахметшина и прекращения возбуждённого против него уголовного дела.

Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Правозащитного проекта «Поддержка политзаключенных. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Адвокаты Руслана Ахметшина: Константин Хохрин (Архангельск) и Илья Сидоров (Москва).

Как помочь

На нашем сайте вы можете сделать пожертвование для помощи всем политзаключённым.

Публикации в СМИ:

Север.Реалии. Активиста штаба Навального в Архангельске арестовали за посты в соцсетях // http://severreal.org/a/aktivista-shtaba-navalnogo-v-arhangelske-arestovali-za-posty-v-sotssetyah/31843064.html

SOTA. Открытое письмо Руслана Ахметшина // http://telegra.ph/Otkrytoe-pismo-Ruslana-Ahmetshina-05-17

Дата обновления справки: 26.10.2022 г.

Новости по теме

15 Дек, 2023 | 13:19

Руслан Ахметшин вышел на свободу

27 Мар, 2023 | 20:03

Экс-фотографу штаба Навального в Архангельске утвердили приговор по делу о реабилитации нацизма

26 Окт, 2022 | 17:34

Экс-фотографа штаба Навального в Архангельске приговорили к 2,5 годам колонии-поселения

21 Авг, 2022 | 23:56 SOTA

Экс-активистку архангельского штаба Навального Ольгу Школину объявили в федеральный розыск

04 Июл, 2022 | 13:26

Мы считаем политзаключённым фотографа штаба Навального в Архангельске, арестованного по статье о реабилитации нацизма