Давлетбаев Газиз Фаэтович
Давлетбаев Газиз Фаэтович
Давлетбаев Газиз Фаэтович родился 28 декабря 1989 года, житель Магнитогорска, работал грузчиком, занимался пением. 5 апреля 2024 года по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 205.2 УК РФ («Публичное оправдание терроризма с использованием сети “Интернет”», до 7 лет лишения свободы), приговорён к 2 годам колонии общего режима. Лишён свободы предположительно с августа или сентября 2023 года, содержится в СИЗО.
Полное описание
О задержании Газиза Давлетбаева и его помещении в СИЗО стало известно в декабре 2023 года. Уголовное дело о публичном оправдании терроризма возбудили против него предположительно в сентябре того же года из-за комментария в Тelegram-канале об осуждённых по делу о поджоге военкомата Алексее Нуриеве и Романе Насрыеве. В апреле 2023 года им назначили по 19 лет лишения свободы каждому за попытку поджога военно-учётного стола в здании администрации города Бакал Челябинской области. По версии силовиков, Газиз Давлетбаев оставил под новостью об этом комментарий «Мужчины с большой буквы. Россия будет свободной. В новой России они будут настоящими героями».
Ранее, 27 сентября 2022 года, судья Правобережного районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Юлия Вячеславовна Исаева признала Давлетбаева виновным по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП («Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации») и назначила штраф в размере 30 тысяч рублей за комментарий в Интернете. Как следует из постановления суда, 3 июля 2022 года Давлетбаев разместил в сообществе «Черное&Белое Магнитогорск» в социальной сети VK следующий комментарий:
«Бомбардировка Белгорода, несомненно дело рук России. Приказ Путина. Цель этой бомбардировки очевидна — запугивание, эскалация, мобилизация. Вот только это все уже не важно. Процесс запущен и неостановим, как ядерная реакция. Что я сейчас чувствую? — Зависть. Зависть к людям простым и недалёким, к тем, кто не понимает, что ждёт нас всех в ближайшем будущем. Им — блаженным, оптимистам и дуракам будет гораздо легче прожить свои последние дни, как тем “счастливым” швейцарским коровам, которые живут на лугах своих и улыбаются до последнего дня. Дня, когда к ним подведут электричество. Говорят, они умирают счастливыми, без всяких там “гормонов стресса”.
Я же, как и многие, или уже немногие из бывших друзей живу в ощущении постоянной тревоги, боли, ярости и чудовищной безысходности, понимая, что ничего, ни смерть путина, ни победа Украины — ничего уже не остановит этот мир от чудовищных потрясений.
Тяжело осознавать, что все это — дело рук одного существа, возомнившего себя вершителем судеб. Хотя, почему возомнившего. Он действительно вершит судьбы. Наши судьбы. Судьбы всего мира.
Неужели этого никто не понимает? Понимают. Почему никто не хочет спасти мир?
Почему все, кто мог бы, такие малохольные? Почему все терпят, тянут время, играют в демократию и рассуждают о переговорах и примирении с маньяком, который сведёт в могилу все человечество?
Уму непостижимо.
Продт время, и те, кто выживет и переживёт грядущий ад, будут горько сожалеть о глупости и соплежевании лидеров “шестёрок”, “ восьмёрок” и “двадцаток” , как теперь сожалеют о переговорах с Гитлером».
Данную запись, как отражено в постановлении суда, на момент рассмотрения административного дела просмотрело 24 человека и двое из них поставили «лайк».
Кроме того, как следует из постановления суда, 5 июля 2022 года в 22:41 Давлетбаев на своей странице в VK разместил комментарий: «Каждый россиянин, отдохнувший в Турции, спонсирует производство байрактаров для украинской армии. Пример — басков». Ниже под текстом размещено изображение мужчин с надписью «басков слава украине». Ниже под изображением размещена надпись: «басков предал путина и даёт деньги для армии Украины».
По мнению суда, основанному на позиции эксперта Точилкиной С.В, педагога-психолога МГТУ им. Г.И. Носова, «при восприятии данных сообщений возникает устойчивый образ негативного отношения пользователя к проводимой Российской Федерации специальной операции на территории Украины, действий Вооружённых Сил Российской Федерации при проведении специальной операции на территории Украины. В комментариях Давлетбаева Г.Ф. содержатся высказывания, дискредитирующие Вооружённые Силы Российской Федерации, которые подрывают авторитет, имидж и доверие, умаляют достоинство Вооружённых Сил Российской Федерации, осуществляющих специальную военную операцию на Украине в целях защиты интересов Российской Федерации, поддержания международного мира и безопасности».
19 сентября 2023 года Газиза Давлетбаева внесли в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
20 декабря 2023 году уголовное дело поступило в Центральный окружной военный суд Екатеринбурга для рассмотрения по существу, оно находится в производстве федерального судьи Александра Геннадьевича Раицкого. Очередное продление ареста состоялось 28 декабря 2023 года.
5 апреля 2024 года Центральный окружной военный суд Екатеринбурга приговорил Газиза Давлетбаева к 2 годам колонии общего режима.
Основания признания политзаключённым
О Газизе Давлетбаеве известно, что он работал грузчиком в Магнитогорске, занимался пением, исполнял песни на русском и башкирском языках, а также участвовал в раскопках с целью поиска пропавших без вести участников Великой Отечественной войны. Ему инкриминируется публичное оправдание терроризма за высказывания, одобряющие поступок Алексея Нуриева и Романа Насрыева, которых Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает политзаключёнными. Согласно приговору суда, 37-летний старшина пожарно-спасательной службы МЧС Алексей Нуриев и 27-летний водитель вневедомственной охраны Нацгвардии, старший сержант полиции Роман Насрыев 11 октября 2022 года разбили окно в здании администрации Бакала в Челябинской области, где находится военно-учётный стол, и бросили туда два «коктейля Молотова». Их признали виновными в теракте, совершённым группой лиц по предварительному сговору, и прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности (п. «а» ч. 2 ст. 205 и ст. 205.3 УК РФ).
По нашему мнению, квалификация содеянного Насрыевым и Нуриевым как теракта является необоснованной, так как в действиях и намерениях молодых людей отсутствовал необходимый для квалификации по «террористической статье» признак устрашения населения, в приговоре суда о том, в чём выразилось такое «устрашение», ничего не говорится, а оба осуждённых такой мотив своих действий отрицали. В частности, Роман Насрыев пояснил: «Я знал из соцсетей, что, совершая подобные акции, люди выражают своё несогласие с мобилизацией и “ специальной военной операцией”. Из разговоров с окружающими я сделал для себя вывод, что подобные действия не вызывают страх у народа, так как никто и никогда в их результате не пострадал». Судом также не были доказаны иные признаки, обязательные для квалификации деяния как теракта: создание опасности гибели человека и цель дестабилизации деятельности органов власти и воздействия на принятие ими решения, которые осуждённые также отрицали. Равно неверно вменённой судом нам представляется и ст. 205.3 УК РФ о прохождении обучения в целях осуществления террористической деятельности, а наказание, к которому молодых людей приговорил суд, мы считаем абсолютно несоразмерным содеянному. В связи с тем, что мы не считаем поджог помещения военно-учётного стола террористическим актом, мы также не согласны и с квалификацией высказывания Газиза Давлетбаева по статье об оправдании терроризма.
Помимо того, право на свободное выражение своего мнения закреплено в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений, <…> имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору».
Аналогичные гарантии содержатся в ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу мысли и слова.
К сожалению, в современных российских реалиях право на выражение собственного мнения по поводу войны, развязанной РФ против Украины, а также по поводу действий властей в целом ограничено репрессивным российским законодательством и правоприменением.
Правозащитный центр «Мемориал», незаконно ликвидированный в РФ, отмечал в докладе «Протеррористические высказывания», что ст. 205.2 УК РФ фактически заменила частично декриминализованную ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») в качестве основного инструмента уголовных репрессий за высказывания в Интернете.
В частности, «во многих случаях для таких уголовных дел характерен формальный подход и заметная несоразмерность наказания реальной опасности, а иногда преследование может быть местью за политические взгляды или общественно-политическую активность».
В примечании к ст. 205.2 УК РФ указывается, что под публичным оправданием терроризма следует понимать «публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании». Иного правового определения этого понятия в российском законодательстве нет.
В высказывании Давлетбаева о действиях поджигателей военно-учётного стола не говорится о том, что идеология или практика терроризма являются правильными и заслуживают подражания. Речь идёт о его одобрении поступка молодых людей, выразивших таким образом свой протест против российского полномасштабного вторжения в Украину, которое Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции, принятой 2 марта 2022 года, признала агрессией.
В высказывании о том, что в будущем Нуриев и Насрыев будут признаны героями, находит своё отражение последовательная антивоенная позиция Газиза Давлетбаева, за которую он уже привлекался к административной ответственности. При этом, не отрицая самого факта размещения комментариев, Давлетбаев продолжал отстаивать эту позицию. Мы, в свою очередь, полагаем, что приверженность антивоенным взглядам должна признаваться не общественно опасной, а полезной для общества и им поощряемой.
Вызывает возмущение и факт применения к Газизу Давлетбаеву меры пресечения в виде заключения под стражу в СИЗО за не имеющие никакой общественной опасности высказывания в социальной сети. В соответствии со ст. 108 УПК РФ, «заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения». На наш взгляд, в случае Давлетбаева избрание иной меры пресечения было не только возможно, но и необходимо. Нам представляется, что помещение Газиза Давлетбаева в СИЗО может являться как формой мести за его антивоенную позицию, так и одним из средств устрашения иных противников войны и действующей власти, эту войну развязавшей.
Проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал», согласно международному Руководству по определению понятия «политический заключённый», находит, что уголовное дело против Газиза Давлетбаева является политически мотивированным, направленным на устрашение противников агрессивной войны, на недобровольное прекращение критики государственной власти и развязанной ей военной агрессии, т.е на упрочение либо удержание власти субъектами властных полномочий. Лишение свободы применено к Газизу Давлетбаеву в нарушение права на свободу выражения мнения, на справедливое судебное разбирательство и иных прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ и Международным пактом о гражданских и политических правах, а также при отсутствии состава преступления.
Независимый правозащитный проект «Поддержка политзаключённых. Мемориал» считает Газиза Давлетбаева политическим заключённым, требует его освобождения и прекращения его уголовного преследования.
Признание человека политзаключённым не означает ни согласия Проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.
Дата обновления справки: 02.02.2024 г.